На вопрос, абсолютно верно ответил Андрей Ларионов. Думаю, могу несколько дополнить его, для полноты картины. Рассуждаю с позиции христианства.
Верующие считают, что человек создан по образу и подобию Бога. Каждый человек - имеет в себе эти качества. Потому, в каждом человеке живут - божественное, и собственно человеческое. Последнее, нередко, вступает в противоречие с первым. Но, каким бы не был человек, пусть даже разбойником, в нем все равно присутствует частичка божественной любви. И человек сам способен следовать за ней, или отклоняться по своему произволению. Как в той истории про разбойников на кресте, один из которых последовал за Христом, а другой, точно такой же - нет. Свобода выбора - следовать за Богом, или нет. Здесь еще одна истина - пока люди живут, до самого последнего мгновения, ничего еще не предрешено, всегда можно покаяться. Добродетельный, но не верующий сегодня человек, вполне может стать верующим завтра. И от Бога получит ту же награду, что и те, кто пришел к вере ранее. Как в той притче про работников, которые устроились на работу за определенную плату, кто утром, кто днем, а в конце дня получили одну и ту же оплату, как и было договорено. Так что, потенциальная возможность стать верующим человеком, который ничуть не хуже тех, кто веровал до него - есть у каждого.
Есть еще один, возможно не вполне очевидный пример (потому что он был в некоторой степени верующим), про Св. Апостола Павла, который был Савлом. Он был фарисеем, и гонителем христиан, причем похлеще, чем многие иные неверующие. В этом, конечно, не было добродетели. Так же поступали и язычники. Но, парадоксальным образом, Он всем сердцем искал Бога. А его фарисейское служение не давало такой возможности, можно сказать, он был погружен в секту, базирующуюся на знании Торы, но искаженное понимание вело прочь от Бога. И, при всем при этом, учитывая весь негатив, практически единственная добродетель этого сектанта, который был хуже язычника или атеиста - была в поиске истинного Бога. Это видел лишь Сам Творец, и призвал Его, указал истинный путь, и восполнил им полноту 12 Св. Апостолов Церкви, взамен отпавшего Иуды. Здесь - пример как ложная вера, которая хуже неверия, ведет прочь от Бога. А чужие добродетели другим людям вообще могут быть неведомы, "чужая душа - потемки". Но Бог все видит. И любой человек, который кажется нам, верующим людям, будто бы без добродетелей, или чистым воплощением зла, может оказаться даже Св. Апостолом. Но, обратная сторона медали, даже внешние наблюдаемые добродетели неверующих людей, совсем не означают что эти люди более праведны пред Богом. Некоторые люди, которыми движет гордыня, могут творить добрые дела в целях саморекламы, возвышаясь при этом в собственных глазах, получая хвалу и одобрение людей, но перед Богом - эти люди ничто, даже если они и верующие.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою Мф. 6:2
Подводя итог: все люди, не зависимо от веры, имеют божественное начало, и свои таланты, дарованные каждому. Не все люди применят все свои таланты (как в притче про таланты) . Не все люди придут к Богу. Но шанс есть у каждого. Лишь некоторые верующие могут обладать истинными знаниями о праведности других людей, и ценности их добродетелей перед лицом Всевышнего. Потому, можно радоваться тому, что Бог дал людям добродетели, и сотворил этот мир таким. А наша задача - любить Бога и ближнего, как заповедовал Иисус Христос.
IMHO, адепты изо всех сил стараются не замечать фактов обладания светскими людьми достоинствами, превосходящими представителей различных церквей и сект.
)
хороший ответ, благодарствую.
Может потому, что у них не было возможности восхвалять Господа с палубы собственной яхты, как у светлейшего Патриарха Кирилла?))