Предлагаю начать с определения, что такое Бизнес-модель. На практике сталкивался, что под этим термином подразумевается, как минимум три варианта:
- Бизнес-модель, как некоторая идея ("изюминка") для бизнеса. Например, раздавать станки для бритья бесплатно, а лезвия продавать за большие деньги.
- Бизнес-модель, как "мостик" между Стратегией и системой ее реализации (организационный дизайн и системы регулярного менеджмента)
- Бизнес-модель, как полное описание того что происходит в организации (организационный дизайн)
Давайте остановимся на втором варианте. Для разработки эффективной бизнес-модели необходимо:
- Разработать Стратегию (рекомендация: для проверки согласованности вашей стратегии, формализуйте ее с помощью BSC (ССП))
- Детализировать оптимальный вариант пути достижения Стратегии - создать эффективную Бизнес-модель. Для этого необходимо качественно ответить на две группы вопросов (модель Пинье, Остервальдера):
Первая группа вопросов касается Доходов
- Кто является нашим потребителем? Для кого мы создаем ценность? Как можно сегментировать наших потребителей?
- Какую ценность мы предлагаем нашим клиентам? Какие проблемы решаем, потребности удовлетворяем? Что мы предлагаем каждому сегменту Потребителей?
- Отношения какого типа ждет каждый Потребительский сегмент?
- Через какие каналы сбыта мы будем взаимодействовать с нашими Потребителями?
Ответы на вышеперечисленные вопросы должны привести Вас к ответу на вопрос: Как мы будем получать наши Доходы и Притоки?
Вторая группа вопросов касается Расходов:
- Каких ключевых видов деятельности требуют наши Ценностные предложения и Каналы сбыта?
- Какие ключевые ресурсы нужны для наших Ценностных предложений, Каналов сбыта и Отношений с клиентами?
- Кто наши ключевые Партнеры, Поставщики, какие ключевые ресурсы мы получаем от них?
Ответы на вышеперечисленные вопросы должны привести Вас к ответу на вопрос: Какова структура стоимости Ключевых ресурсов и Ключевых видов деятельности?
Получив ответы на эти два важных вопроса (источники доходов и структура расходов) Вы будете иметь достаточно информации, для проектирования адекватной системы реализации.