Вот что говорит Мария Монтессори об образовании
«Путь к новой школе требует от нас наблюдения жизни детей и уважения к их личности. Из маленьких бунтарей, сидящих пока за партой, могут вырасти двигатели прогресса, такие как Кардучи (поэт), Маркони (радиотехник, нобелевский лауреат). Поэтому метод подавления детей, распространенный в наших школах, является иррациональным, несостоятельным. У нас считается, что маленькие бунтари - плохие дети. Их постоянно стыдят, они должны быть наказаны. И они начинают думать только о своих поступках, становятся равнодушными и злыми по отношению к другим детям. А учитель все свое внимание отдает послушным детям, которые буквально следуют его наставлениям. Он держит их в качестве своих любимых учеников, льстит им, и награждает.» Мария Монтессори «Образование человека».
В монтессори классах воспитание построено на уважении к себе, к другим, окружающему пространству. Дети развиваются в специально подготовленной среде, через свою собственную деятельность. Имеют возможность совершать свои ошибки, самостоятельно исправлять их и совершенствоваться в своем развитии. Основным принципом метода монтессори является свобода, которая помогает ребенку делать собственный выбор и учит нести ответственность за свои поступки. Педагог взаимодействует с ребенком используя авторитетный стиль общения- твердо, но по - доброму. Взрослый для ребенка в такой модели поведения является опорой, поддержкой, ребенок чувствует себя защищенным, в безопасности.
Подготовленная среда - это не только предметы, которые окружают ребенка. Взрослые являются частью этой среды. Ребенок впитывает все осязаемые и неосязаемые характеристики среды. Он впитывает каждое движение взрослого, его речь, эмоции, манеру поведения. В монтессори классах большое внимание уделяется урокам «Вежливости и манер».
Монтессори утверждает, что «Уроки Грации и Вежливости очень важны для детей раннего детского возраста (от четырех до шести лет), поскольку в это время дети проходят сенситивный период развития, характеризующийся особой способностью детей запоминать сенсомоторные действия такого рода, делая их для себя привычными. Дети осваивают манеры, принятые в обществе, легко и весело.»
Взрослый является моделью для детей. И от того какими манерами обладает взрослый, будет зависеть и манера поведения ребенка.
«Чтобы создать такое пространство, необходимо безусловное принятие каждого ребенка, чтобы его внутренняя благодать могла процветать, зная, что ее любят мудро и хорошо. Дух этой любви должен быть щедрым, разборчивым, лишенным сентиментальности и создавать растущий климат доброжелательности строго, но ненавязчиво».
Ренильда Монтессори Материалы АМИ конференции 1998 года «Вежливость и манеры»