В процессе ответа на этот вопрос можно написать целую книгу. По-моему, отличное название «Как сделать музей не скучным?». Сейчас я предлагаю сосредоточиться именно на понятии "музей" - то есть на институции, которая имеет свою коллекцию, активно ведёт научную работу. Это ни в коем случае не значит, что коммерческие галереи или выставочные пространства не имеют права пользоваться ниже перечисленными приёмами. Скорее наоборот.
Вне всяких сомнений, посещение любого музея уже не сводится к безмолвному разглядыванию шедевров. Современному посетителю требуется entertainment. PR отделы, отделы по работе с посетителями ломают головы, изобретая новые и новые способы привлечь и развлечь самую разнообразную аудиторию. Посетителей любого музея/галереи можно классифицировать по-разному: по полу, по возрасту, по интересам. Разделение посетителей на группы и выявление их предпочтений – это один из самых эффективных способов изучить спрос на музейные услуги.
С помощью чего же сделать музей не скучным? Инструментарий любого современного музея, необходимый для привлечения посетителей, зависит в первую очередь от креативности ответственных за это сотрудников. Однако, имеется ряд универсальных приемов, использование которых способствует удовлетворению праздной публики:
- Экскурсионное бюро. Каждый уважающий себя музей должен иметь дружелюбных (ну пожалуйста), обладающих хорошей дикцией (было бы здорово!) экскурсоводов, готовых познакомить публику с сокровищами музейного собрания. Отмечу, что экскурсоводы, умеющие заинтересовать как взрослых людей, так и молодёжь ценятся на весь золота! Что уж говорить о совсем юных ценителях искусства.
- Аудиогид. Для тех, кто предпочитает наслаждаться искусством в одиночестве, музеи записывают аудиогиды по постоянной экспозиции и по временным выставкам. Во многих музеях можно также найти специальные аудиогиды, записанные известными искусствоведами или звёздами шоубизнеса, аудиогиды для быстрого ознакомлениями с коллекцией и даже детские аудиогиды.
- Буклеты и планы. Если говорить о людях, кто впервые посещают тот или иной музей, то им будет полезно и приятно иметь в распоряжении план экспозиции. На входе в музей за стойкой информации дружелюбный (или не очень) администратор предложит вам карту музея, которая обязательно придёт на помощь тем, кто в пятый раз пройдёт мимо одного и того же пейзажа.
- Мобильное приложение. В эпоху виртуальной реальности музеи имеют возможность не только уместить путеводитель, аудиогид и план музея в смартфон посетителей, но также воспользоваться достижениями digital-индустрии, дополнив программу рентгеновскими снимками, функцией опознавания картины и многим другим.
- Образовательные программы. Лектории музеев предлагают лекционные программы на любой вкус: специальные мероприятия, приуроченные к конкретным выставочным проектам, встречи на экспозиции, кинопоказы, тематические лекции, лекционные абонементы или даже долгосрочные образовательные курсы. Среди них специальные программы: детские, юношеские, семейные, для людей третьего возраста, для посетителей с ограниченными возможностями.
- Сувенирные магазины. Да не обвинят меня в меркантильности, но я считаю магазин очень важной составляющей музейной инфраструктуры. Книги и каталоги там должны быть обязательно - они помогут скоротать время до начала экскурсии. А вот мерч даёт невероятное пространство для фантазии. Цветастые носки, скетчбуки, свитшоты, тканевые сумки помогут оставаться в тренде, привлекая не только посетителей, но и дополнительные денежные средства.
- Постоянная работа с собственной коллекцией. Музею важно не только привлекать новых посетителей, но также не терять завсегдатаев. Научные открытия, реставраторские проекты, встречи с кураторами и хранителями коллекций будут интересны аудитории и полезны для самого музея.
- Программы "друзей музея". Посетители - самый ценный актив, который важно приумножать и в который необходимо инвестировать. Многие музеи предлагают специальные программы привилегий: проход без очереди, приглашение на вернисажи и закрытые мероприятия. Эта мода пришла в Россию недавно, но с каждым годом все больше институций разрабатывают список приятных бонусов для держателей карт. Подобные программы рассчитаны на любой карман, начиная от набора самых базовых услуг, заканчивая пакетом VIP. Существуют также семейные и студенческие тарифы.
Не стоит забывать, что помимо художественных, существуют также исторические, краеведческие, литературные музеи, тематические музеи, дома-музеи. Этот список можно перечислять очень долго. Каждый из них обладает своей уникальной атмосферой, которую важно и нужно сохранить в погоне за высокой посещаемостью.