Если бы вы задали этот вопрос монаху в XV веке, особенно занимающему руководящий пост, то получили бы очень скучный ответ: «Никак».
Свободное время или время для развлечений – не было такого в расписании монаха. Монахи должны были принимать участие только в тех мероприятиях, которые помогали им лучше понять бога, чтобы и самим все знать и не-монахов просвещать.
Поэтому принимались строгие меры, чтобы монахи держались подальше от светских развлечений с их развращающим эффектом. Шэрон Строчиа (профессор истории университета Эмори, США) изучая исторические рукописи выяснила, что во Флоренции в 1454 году, вышел указ, который запрещал проституткам селиться ближе чем в 300 ярдах от монастыря. А в 1446 году светским музыкантам запретили играть ближе, чем в 50 ярдах от любого монастыря. Роберт Бубжек (профессор университета Марии Склодовской-Кюри, Польша) исследовал, что Архиепископ Гнезно, Миколай Тромба, запретил монахам и монахиням, живущим в епархии Гнезно, даже играть в шахматы или в кости – поскольку считал, что это слишком азартно и монахам не положено ассоциировать себя с азартными игроками.
Тяжело сказать насколько «типичная» монастырская деятельность была увлекательной. Вероятно, они получали удовольствие от исполнения литургической музыки. Некоторые монахи могли ходить в университет. И несмотря на то, что им нужно было получать все эти знания, чтобы лучше узнавать бога, возможно они получали и удовольствие от этих занятий. Вообще «развлечение» довольно субъективное понятие, согласитесь.
А если вы хотите веселый ответ, не в стиле настоятеля монастыря – то развлечений было масса – выпивка, спорт, и возможно даже секс! Большинство сведений о монашеских развлечениях доходят до нас из материалов, подготовленных с с целью воспитания монахов, регулирования их поведения. Так, во время Четвертого Латеранского Собора в 1215 году среди священнослужителей запретили пьянство, и наложили запрет на просмотры представлений мимов, актеров и других развлекающих. Монахи должны были обходить стороной таверны, если их только туда не отправляли по поручению. Несмотря на то, что Четвертый Латеранский собор проходил в XIII веке, его принципами продолжали руководствоваться и в XV веке.
Есть замечательные свидетельства того, как монахи любили пошалить. Например, когда епископ из Линкольна Уильям Алнуик посетил монастырь Ульверскрофт (Ulverscroft) в графстве Лестершир, чтобы изучить как там у монахов с дисциплиной, он был в ужасе. Епископ жаловался в отчете, что монахи развлекают своих гостей, выпивают с ними и шумят после отбоя. Потом Алнуик отправил своих людей в уже женский монастырь неподалеку, а там вообще выяснилось, что одна из монахинь подозревалась в том, что спит со священником, а к другой монахине из соседнего монастыря ходил монах и они вместе ели и выпивали.
Еще монахи любили играть в игры, Йорг Зоннтаг (исследователь
повседневной жизни монахов в Дрезденском университете) выяснил, что монахи любили теннис, шахматы и нарды. Игра в кегли стала очень модной как раз к концу XIV века – сначала играли только в монастырях, а потом она пошла в народ. И монахам даже разрешали играть с мирянами. В Эксетерском соборе потом даже пришлось блокировать доступ к крытым аркадам в 1450 году, потому что монахи и их друзья слишком шумели, пока играли в кегли. Так что несмотря на то, что вроде они не должны были развлекаться, исторические документы говорят о том, что они находили способы развлечься.
NB: Я специализируюсь в средневековом европейском католицизме, но мне было бы очень интересно почитать ответы людей, которые изучают другие типы монашества, например в православии или буддизме.
Я хотела бы выразить благодарность Ричарду Томасону (Phd-студент
Лидского университета, пишет работу: «Гостеприимство среди
цистерцианских монахов») за то, что подсказал воспользоваться находками Йорга Зоннтага для написания этого ответа.
Здесь список литературы, которым я пользовалась для подготовки ответа, на случай, если вы захотите узнать больше (все по-английски):
The canons of the Fourth Lateran Council: papalencyclicals.net
Robert Bubczyk on chess, games, and the Church in chapter one of Games and Gaming in Medieval Literature, ed. by Serina Patterson co.uk
A. Hamilton Thompson on the monasteries of Leicestershire in the fourteenth century (the argument is outdated and should be read with caution, but provides a good summary of the Bishop of Lincoln’s visitation records) : ac.uk
Christian D. Knudsen on monastic sexual misconduct in medieval England: utoronto.ca
Jorg Sonntag on monastic entertainment: ac.uk
Sharon Strocchia on nuns and nunneries in Renaissance Florence: co.uk
В конце XV века можно было посмотреть сожжение еретиков. И даже поучаствовать, если ты причастен к инквизиции. Казни любимое зрелище многих в те годы.