Я могу поделиться опытом человека, который с одной стороны имеет вроде бы достаточно высокий эмоциональный интеллект (и на какую-то долю это явно врождённое), а с другой - большие, прямо очень большие сложности в проживании эмоций и совладании с ними (и на какую-то долю это тоже явно врождённое и просто обусловленное типом нервной системы). Вот так вот совпало, так тоже бывает.
Прошу прощения, тема меня очень захватила, и получилось очень длинно. :)
Эмоциональный интеллект начинается с понимания себя. Понимание себя начинается с отделения себя от своих реакций. То есть, важная часть развития эмоционального интеллекта - это выделение внутри себя позиции независимого наблюдателя, который не относится к своим эмоциям и реакциям как к данному свыше неотъемлемому свойству реальности. Даже если вы прямо в моменте не можете справиться с какой-то эмоцией, и она мучает вас, старайтесь продолжать думать о себе как о человеческом существе, у которого бывало много разных эмоций, эта конкретная не слишком много меняет, не переворачивает вещи с ног на голову, не определяет вас и ваше самоощущение. Это даже при небольшой тренировке помогает повысить количество своих степеней свободы относительно переживаний. Старайтесь проговаривать то, что вы чувствуете, словами, но не надо прибегать к излишним обобщениям. "Я не знаю, что я сейчас чувствую" - это тоже нормальное определение происходящего. Комплексные сложные переживания из многих переменных - это тоже совершенно нормально. Но есть один нюанс: если вы по жизни рефлексивный и вообще интеллектуально развитый человек, вашими главными врагами могут стать рационализация и интеллектуализация - привычка формулировать свои переживания и анализировать их причины излишне сложно, что ведёт к "замыливанию" ощущений, потере их чёткости, усложнению работы с ними и делегированию ответственности за них во внешний мир. Поэтому очень важно стараться формулировать свои эмоции предельно коротко и простыми "детскими" словами и не перегибать с анализом. Анализ - это чудесно, но сначала лучше узнать, что же вы, собственно, чувствуете. Старайтесь по возможности отдавать себе отчёт даже в тех эмоциях, которые кажутся вам "некрасивыми" и нежелательными, например, в зависти или в стыде.
Вторая важная составляющая эмоционального интеллекта - это контроль над своими эмоциями. Тут нужно сразу оговорить, что, во-первых, плохих и неправильных эмоций вообще не бывает. Бывают плохо подходящие к ситуации (как правило, это означает, что они относятся к какой-то ситуации в прошлом, которая по факту уже закончилась, а эмоционально ещё нет), бывают неверно адресованные, бывают токсично выраженные, бывают подавленные или ложно интерпретированные. Все эмоции зачем-то нужны, они сообщают о какой-то важной потребности или опасности. Поэтому чтобы контролировать эмоции, нужно понимать импульсы, которые за ними стоят, и давать им какое-то удовлетворение. Если эмоции относятся по факту не к текущей ситуации, то часто можно ограничиться мысленным или символическим удовлетворением своего эмоционального запроса. Если к текущей, то с их помощью можно составить подходящую вам и удовлетворяющую вас программу действий. Иногда бывает сложно отличить одно от другого, поэтому, если вы человек эмоциональный, вам нужно выделять на это специальное время. Отслеживайте, какие действия и деятельность вас успокаивают, позволяют навести порядок в мыслях и разобраться в себе. Это может быть творчество, физическая активность и т. д. Выделяйте себе время "на себя" - это может быть что угодно. Мои лучшие медитации в жизни - это поездки в наземном транспорте с музыкой, душ и пятнадцать минут перед засыпанием, но многим людям помогает специально медитировать по каким-то своим правилам. Поощряйте себя тогда, когда вам удалось сделать конструктивный для вас эмоциональный выбор и направить свои эмоции и действия в благое русло. Запоминайте, что вам помогло.
...Но эмоциональный интеллект на себе не заканчивается. Высокий эмоциональный интеллект также подразумевает хорошее понимание других людей, а хорошее понимание других людей начинается с вопросов и принципиального отказа от додумывания. Понимать людей, не разговаривая с ними, невозможно. Если вы видите пару, которая понимает друг друга на лету, то (по моему опыту) либо они состоят в довольно деструктивных и построенных на иллюзиях отношениях, которые вынуждают их жертвовать важными частями личности, либо они тратят неимоверно много времени на разговоры, выяснение и налаживание отношений. Если вы видите человека, который очень хорошо разбирается в людях, то (по моему опыту) либо он долго над этим работал, либо это очень узко специальное знание, которое работает в ограниченном числе ситуаций или в определённом социальном окружении. Конечно, существует групповая динамика, симметрия реакций в устоявшейся паре, глобальные социопсихологические закономерности, но поведение и внутренний мир человека всё равно ни к чему из этого не сводится. Я сталкивалась с исследованиями, которые утверждают, что вне контекста большинство людей способны правильно распознать мимику другого человек не более, чем в 25-50% случаев. Так что что уж говорить о более сложных мотивах и признаках. Поэтому разговоры и вопросы про эмоции и чувства с разными людьми без ожиданий, додумывания и немедленного прикладывания ко всем местам каких-то своих норм и объяснений занимают ключевое место в развитии эмоционального интеллекта. Также не забывайте учитывать влияние наблюдателя - если вы попадаете в какие-то однотипные ситуации с разными людьми, то это всегда возможность получить интересную информацию о себе. Если пункт с разговорами выполнен, то ещё помогают наблюдения и массовая культура. Можете выбрать себе какое-нибудь направление в массовой культуре, которое вас не отвращает и анализировать его. Основная функция массовой культуры состоит в облегчении процессов социализации, поэтому из неё можно извлечь довольно обобщённое коллективное представление о том, какие эмоциональные ситуации вообще бывают и как на них желательно и нежелательно реагировать. Не то чтобы это должно влиять на ваше поведение, но для понимания других людей эта информация бывает полезна.
Эмоционально корректное взаимодействие с другими людьми. Здесь мне кажутся ключевыми два момента. Первый: взаимодействие - это пинг-понг или бартер. Людям в равной степени не нравятся ни допросы с пристрастием, ни захлёбывающиеся монологи, о которых они не просили. Если вы хотите кого-то интересовать, интересуйтесь людьми. Если вы хотите что-то узнать, открывайтесь. Второй: ключ в нетоксичном выражении эмоций в использовании я-сообщений и в отказе от оценок и интерпретаций внутреннего наполнения другого человека и его скрытых мотивов в пользу комментирования исключительно наблюдаемых действий. Не "ты меня бесишь", а "мне неприятно от того, что ты делаешь". И не "ты меня никогда не любил", а "мне больно от таких-то твоих действий" или "из вот этого твоего поведения я могу сделать вывод, что".
Помните, что никто не идеален и все делают ошибки. Эмоциональный интеллект - это группа навыков, очень важных и способных качественно улучшить все сферы жизни, а также лежащих в основе любых близких взаимоотношений, но всё же просто навыков, их вполне реально освоить, если дать себе время и уделить этому вопросу внимания.
Отличный ответ.