Можно воспользоваться моделью, в которой никакого самостоятельного Я не существует. Я представляет собой только лишь сумму опыта и физических причин. Они, складываясь и взаимодействуя, образуют новые эмерджентные качества ума, которых раньше не было. То есть, человек как бы отражает мир в уме и раскладывает эти отражения (иногда искажённые) по полкам, а потом из этих отражений каждое новое мгновение составляет новое Я.
Чтобы разобраться в этих элементах опыта можно попробовать прояснить, когда/где они появились, от кого они появились, из каких мелких элементов составлены крупные. То есть, можно вспомнить: это я понял в детском саду, это — в школе, это — в магазине в очереди за хлебом и т.д. Это я взял от папы, это — от мамы, это — от учителя в школе, это — от начальника на работе, это — от случайного прохожего, это — прочитал в интернете. Я не люблю томатный сок, потому что мне не нравится солёный вкус и плотная консистенция. Я не люблю собак, потому что они слюнявые и суетливые и т.д.
Эти исследования элементов личности полезны для прояснения зоны комфорта. Если возникает какое-то неудобство, можно быстро понять причины несоответствия явления представлениям о комфорте. Таким образом можно быстро нейтрализовать неудобство, либо изменив внешнее явление, либо изменив сознание. Также понимание области комфорта может пригодиться для развития. Когда становится понятным, что мир изменился, и жить как раньше становится всё труднее, можно провести работу по перестроению зоны комфорта, подстройку под новые условия. Можно отказаться от элементов ума, которые раньше были важными, а теперь не имеют основы в реальности. И наоборот, обнаружить в мире что-то новое, важное и обновить внутреннюю картину мира, чтобы приблизиться к реальности.
Также понимание составных элементов личности полезно для формирования правильных целей. Когда понятно, к каким вещам ум привязан и от каких наоборот свободен, тогда можно построить максимально чёткую цель, процесс достижения которой будет наиболее лёгким и приятным.