Вопрос непростой и многогранный, но вкратце опишу главное.
Зарплаты устанавливает либо рынок, либо бюджетная сетка. В случае бюджетников все проще - взять средства, которые сейчас расходуются непроизводительно (мегапроекты, вооружения), и заложить их в повышение зарплат на нижних уровнях сетки, где рядовые учителя, врачи, служащие. Только не так, как это в майских указах ("регионы, повышайте как хотите, но денег не дадим"), а честно. В обмен карать чинуш за приписки и очковтирательство в плане зарплат. Проблема в том, что в текущей системе это не заработает. Потому что информация снизу вверх не проходит (нет нормальных СМИ), а люди беззащитны (нет нормальных судов). Так что большая часть денег осядет на верхних уровнях, у директоров школ, главврачей, и их многочисленных замов-родни и друзей. У нас время от времени всплывают новости, что очередной чинуша отчитался о росте доходов врачей, а врачи грустно посмеялись и показали реальные ведомости. И ничего...
Если бюджетники станут получать больше, то рынок частично потянется за бюджетниками, и какое-то увеличение з/п пойдет. Но опять же система мешает. Сейчас в России выживает не самое производительное и конкурентоспособное предприятие, а то, которое умеет вертеться и договориться. С налоговиками, с госзаказом, с банками, с всевозможными контролерами и ревизорами. Соответственно, специалисты для такого предприятия не приоритет, и значит их з/п - дело далеко не первой важности. Увеличение МРОТ тут как раз поможет (как временная припарка), потому что маленькие зарплаты именно на больших предприятиях (особенно градообразующих), а не в малом бизнесе. Именно большие предприятия могут диктовать уровень з/п в своем городе, если людям больше некуда пойти работать.
Ну и понятно что если будет бодрый экономический рост, как это было в 2003-07, то и на зарплаты достанется. Только пока роста не предвидится - мало кому хочется расти и, главное, инвестировать в такой стране.
В общем, цитируя советского сантехника, для хорошего результата тут всю систему надо менять.