Согласна, вопрос закономерный, ведь в балете не говорят, и понимать происходящее на сцене сложнее, чем в драматическом спектакле или опере. Если вы первый раз решили посмотреть балет, конечно, будет лучше предварительно что-нибудь о нем почитать, изучить либретто, благо в интернете можно найти сейчас почти все. Если же вы не успели заранее ознакомиться с сюжетом и историей создания спектакля (что, по-моему, всегда любопытно), сделать это можно непосредственно в театре, поскольку в программке, которая продается перед началом представления, обычно публикуется краткое содержание балета, а иногда и какая-то интересная историческая информация. Но вот либретто прочитано, вы заняли свое место в зрительном зале, погас свет, дирижер поднялся за пульт в оркестровой яме, взмахнул руками, и волшебство началось… Драматическая музыка, зрелищные декорации и костюмы, красота танцевальных движений, мастерство, пластичность и выразительность артистов – все это должно увлечь, захватить вас, доставить эстетическое и эмоциональное наслаждение. Естественно, что если вы впервые смотрите классический балет, вряд ли у вас получится вникнуть во все детали сюжетных перипетий, дословно «расшифровать» пантомимные фразы, «произнесенные» актерами на условном языке жестов - задача, действительно выполнимая только для профессионалов и искушенных поклонников танцевального искусства. Но, думаю, и не это главное в понимании балета. Важнее – эстетическая красота линий и рисунков, выразительность пластики тела, напряженный драматизм, накал страстей или, напротив, умиротворённый лиризм и созерцательность музыкально-хореографического действия, по большому счету, понятного и без всяких слов. Конечно, если речь не идет об отдельных ультра прогрессивных, «лабораторных» экспериментах, которые не всегда однозначно «расшифровываются» даже специалистами в области танца, балет - неважно классический он или современный, сюжетный или бессюжетный - как раз и должен быть рассчитан на понимание и восприятие без слов, также как и, например, инструментальная музыка. И, разумеется, чем большее число раз вы будете смотреть балет, тем глубже и полнее вы сможете постигать его смысл, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Для лучшего понимания драматургии спектакля можно найти и почитать балетные либретто - подробные описания сюжетных линий и их перепеплетений. Они есть не только у опер, но также и у балетов.