Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как подружиться со школьной литературой?

Сейчас учусь в 10 классе, технологический профиль (физмат). Всю жизнь никак не могу нормально читать произведения школьной программы: читать очень скучно, постоянно засыпаю во время чтения, всегда хочется делать что-то своё, но прочитать нужно, тем более за определённый срок. Постоянно забываю, что прочитал — перед уроками литературы всегда приходится читать краткое содержание, чтобы хоть как-то вспомнить происходящие в произведениях события. Тесты по содержанию произведений обычно пишу на 4, но, думаю, мне натягивают оценку. Из-за всего этого на литературу у меня постоянно уходит безумно много времени.

Иногда в свободное время читаю произведения, которые полностью отличаются от школьной литературы (например, фанфики). Их читаю с удовольствием, всё классно.

Как можно "подружиться" со школьной литературой? Есть ли какие-то советы, лайфхаки или что-либо типа того?

ОбразованиеЛитература+3
Анонимный вопрос
  ·   · 5,1 K
физика, математика, древняя история, философия...  · 15 авг 2021

Вопрос десятиклассника очень интересный и важный. Действительно: как молодому человеку, школьнику, «подружиться» с книгами писателей, которые изучают в школе? Ответ почти очевиден: «подружиться» (то есть испытать ощущение счастья)- значит ПОНЯТЬ. Вспомним: «Счастье- это когда тебя понимают». Но! Встает вопрос: а как молодому человеку понять А.С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других классиков отечественной литературы? Ведь это «взрослые» писатели ! Они изначально были ориентированы на ВЗРОСЛОГО читателя, «умудренного» знаниями жизни и большим личным опытом («И опыт- СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ...»). Почти очевидно: у школьника в 16 лет еще нет ни настоящих знаний, ни большого жизненного опыта.

«Мир» школьника - это «мир» его сверстников,это «юношеское восприятие» жизни. Его суть выразил А С Пушкин, характеризуя душевный мир Владимира Ленского: «Цель жизни нашей для него.Была заманчивой загадкой,Над ней он голову ломал.И чудеса подозревал»

Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что вопрос десятиклассника подтверждает правоту тех родителей,кто считает, что в школе нужно изучать только произведения «детских» и «юношеских» писателей. В самом деле, ведь создавая свое произведение, они ИЗНАЧАЛЬНО были ориентированы исключительно на МОЛОДОГО читателя. Они знали и понимали его душевный мир, его жизненные ценности, его вопросы. И давали на них, понятные молодому читателю, ОТВЕТЫ! Кроме того, это были замечательные мастера художественного слова: Марк Твен, Жюль Верн, А. Гайдар,В Катаев, В Каверин, Ю. Герман, А. Беляев и другие.

Только с такими писателями молодой человек (школьник) может запросто и без усилий «подружиться»! Читая «своих» писателей, молодой человек может расширить свой кругозор, полюбить и овладеть русской литературной речью.

Более того, одна из фундаментальных (хотя и неявных) задач уроков школьной литературы — ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ школьника- будущего студента и специалиста. Вспомним историю: тысячи школьников, прочитавших в школе книги Юрия Германа («Дорогой мой человек») «пошли в медицину», стали врачами. Сотни выдающихся ученых «признавались»: путь в науку им проложили книги Жюля Верна, И. А. Ефремова, А Беляева.... Примеры можно множить и множить.

Очень сомнительно (хотя могу ошибаться),чтобы молодой человек, в 16 лет, смог понять истинную мотивацию поступков «того же» Евгения Онегина. В самом деле, ведь Онегин- вовсе не молодой человек- на момент дуэли с Ленским, ему уже было около 30 лет! А он уже устал от жизни и не понимал ее истинных ценностей:

«Друзья и дружба надоели...Как женщин, он оставил книги... Труд упорный ему был тошен.....В красавиц он уж не влюблялся...рано чувства в нем остыли... к жизни вовсе охладел. Ничто не трогало его....».

И этого «типа» должен понять, вступающий во взрослую жизнь, молодой человек, школьник ?? Очень сомнительно. В самом деле, ведь «поступки» Евгения Онегина не смог понять (и принять) даже его ближайший «друг» (точнее- приятель или даже сосед) - Владимир Ленский. А ведь Ленский был истинно молодым человеком- на момент встречи с Онегиным ему было всего-то 18 лет, почти школьник. Именно поэтому он не смог понять: ЗАЧЕМ его взрослый приятель стал танцевать с его невестой- Ольгой ,тем самым, публично «унизив» его в глазах публики. Думается, что вряд- -ли поступок Онегина сможет понять и современный десятиклассник- до этого понимания надо еще «дорасти».

Вывод почти очевиден (хотя я могу ошибаться): наверное надо все же «возвращать» в школу «детских» и «юношеских» писателей. А из «взрослых» классиков, наверное, можно оставить для «обязательного прочтения» только те «вещи», которые изначально были ориентированы на молодого читателя. Например: «повести Белкина»- А.С. Пушкина, «Детство»- Л.Н. Толстого, «Степь»- А. П. Чехова, «Бежин луг», И.С. Тургенева и др. Возможно, мое мнение в корне ошибочно- прошу прощения у преподавателей школьной литературы и теоретиков школьного обучения. Возможно, они предложат более сильную аргументацию и более убедительны ответ.

Если вы учились у не обязательного педагога, тогда верю вашим выводам! Я бы вам в беседе мог бы рассказать во что... Читать дальше
Рецензирую книги - фэнтези, приключения...  · 14 авг 2021
Советы о чтении только того, что нравится, к сожалению, не актуальны. Нам в течение всей жизни приходится читать то, что неинтересно - школьная программа, учебная литература для среднего и высшего образования, нормативные акты... Читать далее
Да, мы всю жизнь читаем .... и что? У нас как бы падение начитанности по всем параметрам. Отсюда и требование... Читать дальше
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 7 окт 2020
А зачем Вам это? Прочитайте пересказы, узнайте, что учитель думает по поводу того или иного произведения, повторите эти мысли в сочинении - и вперед. Конечно же, идея заставить всех людей читать одни и те же книги - обречена на... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Да, моё свободомыслие в школьных сочинениях обычно пресекалось четвёркой, а то и тройкой. Времена были совковые:... Читать дальше
Воспитатель детского сада  · 27 апр 2021
Полностью поддерживаю позицию, что читать нужно ту литературу, которая тебе нравиться. Нельзя заставить себя полюбить читать определенный жанр литературы. Рекомендую просто пробовать начинать читать различные жанры произведений... Читать далее

Спасибо 🙏

историк-архивист. интересы сугубо гуманитарные...  · 15 авг 2021
- едва ли у вас получится подружиться. Поскольку школьная программа так устроена, что в подавляющем большинстве содержит произведения, на всех этапах катастрофически не совпадающие с интересами детей и подростков. Сужу по себе:... Читать далее

С детского сада? Офигеть сколько уже тянешь!

Спорт, комьюнити, рок-н-ролл  · 14 авг 2021
Чтобы подружиться со школьной литературой, попробуйте взглянуть на ней под другим углом. Если произведения школьного курса вас не привлекают, возможно, дело в подходе преподавателя литературы. Могу рекомендовать занятную книгу... Читать далее
Здоровый образ жизни.  · 18 мар 2021
Начнём с того, что читать нужно на каникулах, а в течение учебного года только повторять содержание. Если такой возможности нет, то учитесь более осознанно, фиксируя основные моменты. Поясню: читаете произведение (или краткое... Читать далее
Подружиться со школьной литературой можно, если Вы больше узнаете о том, в какую эпоху жил автор, почему в произведении поднимаются определенные вопросы. Я бы советовал смотреть короткие видео-лекции, а потом уже браться за... Читать далее
Чтобы запоминать героев и сюжеты, попробуйте делать что-то вроде Mind Map: имена героев, связи между ними, краткая характеристика, может даже не то, как это делает автор, а какие ассоциации это вызывает у вас. Ну зануда герой -... Читать далее