Сейчас учусь в 10 классе, технологический профиль (физмат). Всю жизнь никак не могу нормально читать произведения школьной программы: читать очень скучно, постоянно засыпаю во время чтения, всегда хочется делать что-то своё, но прочитать нужно, тем более за определённый срок. Постоянно забываю, что прочитал — перед уроками литературы всегда приходится читать краткое содержание, чтобы хоть как-то вспомнить происходящие в произведениях события. Тесты по содержанию произведений обычно пишу на 4, но, думаю, мне натягивают оценку. Из-за всего этого на литературу у меня постоянно уходит безумно много времени.
Иногда в свободное время читаю произведения, которые полностью отличаются от школьной литературы (например, фанфики). Их читаю с удовольствием, всё классно.
Как можно "подружиться" со школьной литературой? Есть ли какие-то советы, лайфхаки или что-либо типа того?
Вопрос десятиклассника очень интересный и важный. Действительно: как молодому человеку, школьнику, «подружиться» с книгами писателей, которые изучают в школе? Ответ почти очевиден: «подружиться» (то есть испытать ощущение счастья)- значит ПОНЯТЬ. Вспомним: «Счастье- это когда тебя понимают». Но! Встает вопрос: а как молодому человеку понять А.С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других классиков отечественной литературы? Ведь это «взрослые» писатели ! Они изначально были ориентированы на ВЗРОСЛОГО читателя, «умудренного» знаниями жизни и большим личным опытом («И опыт- СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ...»). Почти очевидно: у школьника в 16 лет еще нет ни настоящих знаний, ни большого жизненного опыта.
«Мир» школьника - это «мир» его сверстников,это «юношеское восприятие» жизни. Его суть выразил А С Пушкин, характеризуя душевный мир Владимира Ленского: «Цель жизни нашей для него.Была заманчивой загадкой,Над ней он голову ломал.И чудеса подозревал»
Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что вопрос десятиклассника подтверждает правоту тех родителей,кто считает, что в школе нужно изучать только произведения «детских» и «юношеских» писателей. В самом деле, ведь создавая свое произведение, они ИЗНАЧАЛЬНО были ориентированы исключительно на МОЛОДОГО читателя. Они знали и понимали его душевный мир, его жизненные ценности, его вопросы. И давали на них, понятные молодому читателю, ОТВЕТЫ! Кроме того, это были замечательные мастера художественного слова: Марк Твен, Жюль Верн, А. Гайдар,В Катаев, В Каверин, Ю. Герман, А. Беляев и другие.
Только с такими писателями молодой человек (школьник) может запросто и без усилий «подружиться»! Читая «своих» писателей, молодой человек может расширить свой кругозор, полюбить и овладеть русской литературной речью.
Более того, одна из фундаментальных (хотя и неявных) задач уроков школьной литературы — ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ школьника- будущего студента и специалиста. Вспомним историю: тысячи школьников, прочитавших в школе книги Юрия Германа («Дорогой мой человек») «пошли в медицину», стали врачами. Сотни выдающихся ученых «признавались»: путь в науку им проложили книги Жюля Верна, И. А. Ефремова, А Беляева.... Примеры можно множить и множить.
Очень сомнительно (хотя могу ошибаться),чтобы молодой человек, в 16 лет, смог понять истинную мотивацию поступков «того же» Евгения Онегина. В самом деле, ведь Онегин- вовсе не молодой человек- на момент дуэли с Ленским, ему уже было около 30 лет! А он уже устал от жизни и не понимал ее истинных ценностей:
«Друзья и дружба надоели...Как женщин, он оставил книги... Труд упорный ему был тошен.....В красавиц он уж не влюблялся...рано чувства в нем остыли... к жизни вовсе охладел. Ничто не трогало его....».
И этого «типа» должен понять, вступающий во взрослую жизнь, молодой человек, школьник ?? Очень сомнительно. В самом деле, ведь «поступки» Евгения Онегина не смог понять (и принять) даже его ближайший «друг» (точнее- приятель или даже сосед) - Владимир Ленский. А ведь Ленский был истинно молодым человеком- на момент встречи с Онегиным ему было всего-то 18 лет, почти школьник. Именно поэтому он не смог понять: ЗАЧЕМ его взрослый приятель стал танцевать с его невестой- Ольгой ,тем самым, публично «унизив» его в глазах публики. Думается, что вряд- -ли поступок Онегина сможет понять и современный десятиклассник- до этого понимания надо еще «дорасти».
Вывод почти очевиден (хотя я могу ошибаться): наверное надо все же «возвращать» в школу «детских» и «юношеских» писателей. А из «взрослых» классиков, наверное, можно оставить для «обязательного прочтения» только те «вещи», которые изначально были ориентированы на молодого читателя. Например: «повести Белкина»- А.С. Пушкина, «Детство»- Л.Н. Толстого, «Степь»- А. П. Чехова, «Бежин луг», И.С. Тургенева и др. Возможно, мое мнение в корне ошибочно- прошу прощения у преподавателей школьной литературы и теоретиков школьного обучения. Возможно, они предложат более сильную аргументацию и более убедительны ответ.
Спасибо 🙏
С детского сада? Офигеть сколько уже тянешь!