Будучи интровертом, не люблю выступать, Но умею - в силу профессии часто приходится это делать. Поначалу приходилось всерьез себя преодолевать. Неприятное чувство осталось, особенно когда надо выступать в незнакомых аудиториях. Волнуюсь, всегда перед началом бывает момент, когда хочется куда-нибудь смыться. Для преодоления оного особых рецептов нет. Я просто знаю, что вот оно, сейчас надо перетерпеть, а потом само пройдет. Вообще, знание себя очень помогает: знаешь, как будешь себя чувствовать дальше, как бы наблюдаешь себя со стороны и предсказываешь наперед, и это, как ни странно, успокаивает.
Перед выступлением говорю себе: через это надо пройти, назад дороги все равно нет, только вперед и напролом. Это правило пианиста на концерте: если сбился, не повторяешь, а играешь дальше. Переживаешь ровно то, что сейчас, и то, что дальше, а не то, что было до того. А то музыки не получится.
Готовлюсь, само собой. Например, первую фразу обязательно учу наизусть (а дальше дело пойдет). Стараюсь сделать ее завлекательной и произнести с улыбкой. Если в аудитории кто-нибудь улыбается в ответ, мне становится легче.
Но ни в коем случае не заучиваю наизусть остального. От заучивания как раз много проблем - забываешь какую-нибудь запятую, и сбиваешься. Потом вспоминаешь через десять предложений и начинаешь мямлить: "Да, я как раз забыл сказать..." И сбиваешься окончательно. Лучше уж действительно что-то забыть. Никто не заметит, уверяю. Правило пианиста в действии.
Выбираю разговорный тон, как бы рассказываю в теплой компании.
Ну и много таких рецептов. Опыт уже набран, со временем, конечно, волнуюсь все меньше. Так что, бояться уже почти нечего - дальше будет легче.
Блестяще, однако, есть ли у данного метода обратный эффект - так присущая нам чванливость и раздутое самомнение?
Совет Дейла Карнеги: представьте, что аудитория в зале - это люди, каждый из которых должен вам определенную сумму денег. Такое восприятие помогает снизить градус боязни.