«Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Марк Аврелий
Практически все психологические проблемы личности, в том числе страх ошибиться, связаны с недостаточно адекватной самооценкой, оценкой людей вокруг себя и окружающего мира. В основе этого лежат нелогичные или нецелесообразные убеждения, установки и мысли, а также дисфункциональные (неадаптивные) стереотипы мышления и восприятия.
Когнитивный подход в современном психологическом консультировании, основанный на исправлении ошибок восприятия и мышления, направлен как на решение конкретных психологических проблем, так и на создание условий дальнейшего саморазвития личности.
Когнитивное консультирование в данном случае включает три основных этапа:
- Выясняется (уточняется), какие именно суждения, мысли, установки клиента приводят к страху ошибок. Это, например, ошибки в прошлых подобных ситуациях, неадекватно завышенные требования к себе (перфекционизм), придание сверхважности предстоящему поступку (самозапугивание: пройти по доске шириной 20 см., лежащей на полу - легко, а если поднять ее метра на 2?) и др.
- Оспариваются (дискуссируются) иррациональные убеждения. Например: подвергнуть убеждение сомнению. Для этого нужно задать вопрос "как часто Вы ошибаетесь?" Вспомнить аналогичные ситуации, какой примерно был процент ошибок? Лишить убеждение силы, подставив словосочетание "иногда я ошибаюсь". Тогда страх ошибок перестанет распространять своё влияние на всю нашу жизнь, всё многообразие проявлений которой нельзя уложить ни в одно убеждение. Оценка результатов ошибки— определение неприятности события (вместо драматизации). И т.п. Тем самым определяются конкретные приемы, помогающие данному клиенту рационально соотносить между собой элементы объективной реальности.
- На заключительном этапе клиент отрабатывает на практике систему правильного построения своих текущих суждений в ситуациях страха ошибки и тем самым формирует привычки более эффективных безошибочных действий в любой ситуации.
Методика консультирования является структурированной - предусматривает систему обучающих домашних заданий, активную программу подкреплений, ведение записей и дневников, активно вовлекает клиента в общение, включает практику альтернативного поведения на психотерапевтических консультациях и в реальных условиях жизни.