Понятия не имею. Кажется, про благо будущего в 11 лет - слишком далеко. Тут взрослые-то дела к самому дедлайну откладывают, когда из категории "Несрочно/Неважно" уже само переходит в "Срочно/Важно".
Где-то здесь уже рассказывал, как это произошло у нас с сыном.
Он как раз около 11 лет, наверное, стал учиться на двойки-тройки. Характер у него сильный, лидерский, как-то наказывать было бесполезно (попросту неэффективно), разговоры тоже толку не давали.
То, что произошло дальше, стало возможно на фоне трёх обязательных, наверное, условий.
Мы с женой были единодушны; тут важно, чтобы было общее настоящее решение обоих родителей. В эти вещи нельзя играться, блефовать. Если один родитель решил, а второй про себя сомневается - всё, такой вариант уже не годится, ребёнок не дурак, это моментально считываются.
Мы отчаялись. Перепробовали уже всё. Отсюда и единодушие: не оттого, что мы "молодцы", а от безвыходности.
Одна из наших общих ценностей - что никто никому ничего не должен. Старшие дети это знают с шести лет. И, кстати, они на всех производят впечатление более взрослых, самостоятельных, чем "на свой возраст", - в общем, это как раз побочный эффект такого отношения, как в вот этом эпизоде.
- Мы договорились с сыном о встрече втроём в его комнате, когда всем было удобно.
Затем - это твоя жизнь. Ты можешь выбрать "забить" на учёбу. Ты наш сын. До 18 лет тогда ты можешь жить с нами. Еда, одежда будет. Исполняется 18 - ты уходишь. Это твоя жизнь и твой выбор.
И - я приготовил два листа ватмана А1. Провёл на одном вертикальную линию, плюс, минус, маркер отдал сыну. - Напиши плюсы этого выбора. Он написал; мы с женой ему честно помогли дописать сюда ещё пункты, о которых он не сразу подумал (там плюсов: легально-то не учиться до 18 лет, полностью в свободном режиме на обеспечении, пусть и минимальном, - очень много). Затем сформулировал и написал минусы.
Потом повесили эти листы у его учебного стола и назвали срок для решения. Не помню: день, три...
В старших классах решил пойти в лицей, физ-мат класс, хотя знал, что там нагрузка огромная, а именно математических талантов у него особенных нет. - "Чтобы развивать мышление". - Тогда в Турцию с нами не поехал, эти деньги за его учёбу и внесли.
Ну и дальше уже сейчас понесёт сыном хвастаться, всё-таки это не цель. - Сейчас ему 23, мог не идти после бакалавриата на срочную службу, но - тоже сам выбрал - отслужил в морской пехоте, недавно только демобилизовался...
А как правильно, наверняка, надёжно - я же написал, что не знаю.
Вот, сам последние шесть лет сам каждый месяц ездил на учёбы по своей специальности в Москву, младшие практически всю свою жизнь видят, что папа кроме работы учится, - тоже, может, "личный пример" как-то повлияет, но это скорее фон. Решения - они сами ДЛЯ СЕБЯ принимают. Наши - это наши решения, а их - их...