Мои варианты, которые использовал на практике:
Полностью разберитесь с терминами и обозначениями. Если при прочтении вам что-то кажется не ясным, не поленитесь и узнайте о чем же идет речь в конкретном случае. Трудно говорить о высшей математике, не зная школьной программы алгебры.
Найдите прикладное применение информации. Подумайте, как применяется данный материал на практике(в какой области). Если это, скажем, формула - разберитесь какие в ней описываются зависимости и что произойдет при изменении одного (или нескольких) параметров. Знать еще не значит уметь.
Высший пилотаж это пересказать данную информацию кому-либо. "На пальцах". Наверняка этот человек "не шарит" в этой теме - ваша задача преподнести информацию "вкусно" и понятно. Эффект сумасшедший кстати говоря - в момент пересказа всегда чувствуешь себя этаким профессором, который может ответить на любой вопрос ( в отличие от того же экзамена, когда студенты чувствуют себя в совершенно не выйгрышном положении)
Попробуйте усомниться в правдивости того что вы изучаете. Позвольте себе предположить, что все иначе, нежели указано в материале. В этом случае, если вы действительно ПОНЯЛИ материал, то скорее всего вы вернетесь к варианту указанному в источнике, но в этом случае вы уже будете ПОНИМАТЬ почему это так, а не иначе. Положим, мне говорят что земля круглая - я могу поверить и согласиться. Но я так же могу усомниться в этом - тогда я потрачу немного времени, найду фото со спутников и буду на 100% уверен что это так.
В своё время мне помогал пересказ товарищу или же самому себе, причём своими словами, как можно больше своих слов. Как можно проще. Прочитал параграф и пересказал своими словами другу, подруге. Она если, что поправит.
Это фраза принадлежит Сократу..