На вопрос о том, как написать вечный хит, я думаю, не смогут дать ответ даже те, кому удалось написать этот самый вечный хит. Мое мнение: рождение бессмертного хита - это удачное стечение многих факторов, это, скорее, случайность, чем продуманная работа. Должно сойтись все: цепляющая мелодия, удачный текст с сильной ключевой фразой, просто само настроение песни, которое окажется близким миллионам людей. Даже личность исполнителя. Кто знает, к примеру, стала бы песня «Миллион алых роз» вечным хитом, если бы ее спела не Пугачева, а кто-то другой. В общем, предсказать заранее на сто процентов, будет ли песня суперпопулярной, невозможно. Бывает, что все делают ставки на один трек, а выстреливает совершенно другой. Можно лишь делать предположения по поводу того, есть ли у песни хитовый потенциал.
Об этом и думают авторы, когда пишут.
Какие песни могут стать хитами? Когда я пишу песню, я всегда думаю о том, смогут ли люди ее петь в караоке. Если нет - значит, что-то мы делаем не так. Хит не должен быть слишком сложным для восприятия. Но при этом, скорее всего, ничего не получится и если текст очень банальный, состоящий сплошь из затертых рифм типа: «любовь - кровь», «сердце - согреться» и прочее. Бывает, что хитом становится песня, где текст даже не простой, а, казалось бы, простой до идиотизма. Но значит, в этом тексте есть какая-то фишка, которая нравится людям!
Кто-то считает, что главное, - это «чтоб все было в рифму». На самом деле, и идеальная рифма не означает, что будет хит. Если вы внимательно послушаете всем известную «Песню о далекой Родине» на стихи Рождественского из фильма «Семнадцать мгновений весны», то заметите, что там вообще нет рифмы, текст написан как белый стих. И это не помешало песне стать вечным хитом.
Мелодия должна быть запоминающейся, в идеале она должна застревать в голове, легко напеваться. Текст тоже должен цеплять, и для этого в нем обязательно должен быть хук («крючок»). Так называют ключевую фразу, которая засядет у слушателя в голове, даже если он вообще не запомнит, о чем песня. Ну, например, вы можете не помнить ни слова из главного хита группы «Градусы», но у вас наверняка отложилось в голове, что там речь шла о какой-то девушке, которая ходит «голая рядом». Если вы возьмёте любую очень популярную песню, вы обязательно в ней найдёте такой хук. Для автора текста самое важное и самое сложное - найти такую фразу. Если она есть, остальное уже, как говорится, дело техники: весь текст выстраивается вокруг этого «крючка».
Откуда вообще берутся яркие фразы? Откуда угодно! Ты можешь услышать что-то в разговоре, в кино, в книге зацепишься взглядом за какое-то выражение. Я даже в том, что люди пишут в Инстаграм, иногда подхватываю идеи и записываю их для себя на будущее. Бывает, что просто в голове крутится какая-то фраза, и ты не понимаешь, откуда она.
Меня часто спрашивают, как пишется песня, что придумывается сначала - музыка или текст. Чаще всего сначала композитор пишет мелодию без слов: записывает демо и напевает «рыбу» - то есть вместо слов поёт «ла-ла-ла» или что-то в этом роде. Присылает это демо мне, и я уже думаю, каким может быть текст. Иногда сама мелодия вдохновляет на идею песни. Бывает, но редко, что у композитора уже есть какая-то готовая идея, ключевая фраза для припева, и мне просто нужно эту мысль развить.
Но бывает и наоборот: я пишу какой-то текст без музыки, отправляю композитору, и если его это вдохновит, он может написать на него мелодию.
В текст почти всегда приходится вносить правки. Иногда нужно подогнать слова под мелодию или что-то поменять, чтобы удобнее пелось, иногда просто композитора или артиста смущает слово или фраза. У меня бывали случаи, когда правок было столько, что от первоначального варианта текста вообще почти ничего не оставалось. Знаю, что некоторые авторы текстов болезненно относятся к процессу правки: ну конечно, ты пишешь текст в порыве вдохновения, а потом кто-то начинает «резать» твои стихи. Я отношусь к правкам спокойно, это рабочий процесс, и меня не обижает, если те или иные мои идеи покажутся крутыми только мне одной :)
Кстати, согласование со всеми артистами идёт по-разному: кто-то сам активно участвует в процессе, общается с авторами и озвучивает свои мысли, делает правки. Кто-то приобретает готовую песню и уже ничего в ней не меняет. Бывает, что песня пишется под конкретного исполнителя. Так легче, потому что ты уже примерно понимаешь, что мог бы спеть этот артист, и пишешь текст специально для него. Но чаще всего мы с композитором пишем песню и потом предлагаем ее артистам. Так что в этой работе важно не только суметь написать песню, но и иметь налаженные связи, чтобы получилось пристроить трек в хорошие руки.
Вечный хит это например... Джингл Бэллс. )
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО СТАЛО О КАКОЙ ПЕСНЕ РЕЧ?