Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как на психическое развитие дошкольника влияет то, что он много времени проводит в гаджетах вместо сюжетно-ролевой игры?

ПсихологияВоспитание детей+1
Елена Дьячкова
  ·   · 2,2 K
Автор проекта «Академия Любознательности» https://...  · 6 дек 2022
Здравствуйте! 
Гаджеты – неотъемлемая часть современного окружающего мира. Мамы в соцсетях, папы в компьютерных играх – это то, что видит ребенок с самого рождения. С одной стороны, то, что дошкольник умело обращается с телефоном или планшетом, обусловлено реальностью, в которой он живет, а значит, показывает его адаптивность к ней. С другой стороны, слишком длительное ежедневное взаимодействие с гаджетами может привести к проблемам со здоровьем, соматическим и психологическим отклонениям. Поэтому первое, о чем должны думать родители, давая гаджет, это баланс, который необходимо поддерживать – научить пользоваться, но не создавать условия для избыточного использования. 
Как влияет длительное использование гаджетов на психическое развитие ребенка дошкольного возраста: 
  • Задержка речи. Есть исследования, подтверждающие, что дети, растущие на постоянном просмотре телевизора, в 20% случаев имеют задержку речевого развития. Есть основания предполагать, что со смартфонами та же история, что и с телевизорами.
  • Плохое развитие мелкой моторики. Если взять за основу то, что ребенку дают сенсорный экран, а не кнопочную «звонилку» или игровой джойстик, то вред для моторики очевиден: ребенок не чувствует силу нажима пальцами, использует только однотипные движения, преимущественно 1-2 пальцами. 
  • Снижение познавательной активности. Ребенок познает реальность всеми органами чувств. Погружаясь в игру на телефоне, у него работает только зрение и слух. Причем он наблюдает не за объемными, а за плоскими объектами, а звучание происходит из одного динамика, а не в режиме стерео, как в реальной жизни. Иными словами, экран ограничивает возможности познания окружающего мира. Потом появляются дети, которые, сидя у окна, стараются передвинуть птицу или нажать на машину движением пальца по стеклу. 
  • Низкий эмоциональный интеллект. Сюжетно-ролевые игры учат проживать разные эмоции. Все эти «пожалей лялю, она плачет» и «куколке вкусно, она говорит спасибо» прокачивают эмпатию ребенка, он получается вовлечен в чужие переживания. Второй момент: если ребенку дают телефон, чтобы он успокоился, то у него нет возможности научиться контролировать свои эмоции другими способами, он застревает в привычном круге: плохо – телефон, злюсь – телефон, разочарован – телефон и пр. Кстати, на Академии Любознательности есть отличная статья, которая подскажет, как развить эмоциональный интеллект у ребенка – https://academy-of-curiosity.ru/o-razvitii-i-vospitanii-detej/kak-razvit-emoczionalnyj-intellekt-u-detej-igry-i-uprazhneniya/.
  • Плохо развитые коммуникативные навыки. Сравним поведение ребенка во время сюжетно-ролевых игр и общения с гаджетом. В первом случае он инициирует общение, подстраивается, спорит, находит компромиссы, задействует разные речевые модели. Во втором случае он просто молчит. 
  • Менее развитое воображение. В сюжетно-ролевых играх нужно придумывать, перевоплощаться, использовать предметы не по назначению, а в угоду сюжету игры. А в компьютерной игре графика все уже сделала за ребенка, воображение практически не задействуется.
Апогеем проблем с психическим развитием является зависимость от виртуальной реальности. Зависимость от компьютерных игр официально занесена в классификатор болезней, это состояние также называют цифровой зависимостью. Как можно заметить развитие игровой зависимости:
  • эмоциональный протест на просьбу взрослых убрать гаджет или отвлечься;
  • зацикленность на «игровых» темах – ребенок обсуждает их со сверстниками, взрослыми;
  • отсутствие временных ограничений – ребенок не может сказать, сколько ему нужно время на игру;
  • раздражительное состояние в том случае, когда нет возможности поиграть в компьютер;
  • желание «донатить», то есть внести реальные деньги в игровой мир;
  • забывчивость, относительно повседневных дел, правил гигиены и даже приема пищи;
  • нарушение распорядка дня. 
Не доводите ситуацию до необходимости обращаться к специалисту, своевременно оценивайте уровень психического развития ребенка и количество проведенного времени за экраном. Не забывайте, что кроме отставаний в психическом развитии, гаджеты могут привести к развитию соматических заболеваний – проблемам с глазами, осанкой и пр. 
С уважением, Дьяченко Ирина.
Автор проекта «Академия Любознательности»
Психолог. Помогаю взрослым и детям справиться с...  · 6 нояб 2021
Сюжетно - ролевая игра учит взаимодействовать и это основное, что он не получит в гаджете, сюда входит и понятие границ, эмоций, сопереживания, ответственности и многого другого, что можно получит только при взаимодействии человек-человек.
Мое сердце принадлежит науке, а в частности, психо...  · 14 окт 2021  · psychdima.tilda.ws
Хотелось бы сразу сказать, что ребёнку не обязательно соответствовать отечественной модели "нормального" детского развития для благоприятного взросления. Однако, популярность набирают высказывания о вреде постоянного... Читать далее
Если хотите получить индивидуальное решение, обращайтесьПерейти на psychdima.tilda.ws
2 эксперта не согласны
Вы обратились ко мне с просьбой верифицировать ваш ответ. Ваш ответ не отвечает на поставленный автором вопрос... Читать дальше
Отец двух пацанов  · 29 сент 2021
Могу точно сказать, что гаджеты отрицательно влияют на детей. У меня два сына, и оба, когда много играют, становятся нервными и капризными. Я нашел выход из этой ситуации: если ребенку нечем заняться, или у меня нет свободного... Читать далее
1 эксперт согласен
Первый
Саморазвитие, история, психология, общество...  · 13 мая 2022
Замкнутый, не общительный, нервный. Уделяйте больше времени прогулкам, купите велосипед, запишите на тренировку. Есть возможность, заведите собаку.)
Меня зовут Камилла. Я с Петропавловска-Камчатского...  · 5 нояб 2021
От многих таких слышу вопрос. Когда ребёнок дошкольного возраста проводит много времени за телефоном начинается истерика.То есть он начинает плакать и просит ещё, ещё и ещё играть. Не в коем случае больше нельзя давать гаджет... Читать далее