Здравствуйте!
Гаджеты – неотъемлемая часть современного окружающего мира. Мамы в соцсетях, папы в компьютерных играх – это то, что видит ребенок с самого рождения. С одной стороны, то, что дошкольник умело обращается с телефоном или планшетом, обусловлено реальностью, в которой он живет, а значит, показывает его адаптивность к ней. С другой стороны, слишком длительное ежедневное взаимодействие с гаджетами может привести к проблемам со здоровьем, соматическим и психологическим отклонениям. Поэтому первое, о чем должны думать родители, давая гаджет, это баланс, который необходимо поддерживать – научить пользоваться, но не создавать условия для избыточного использования.
Как влияет длительное использование гаджетов на психическое развитие ребенка дошкольного возраста:
- Задержка речи. Есть исследования, подтверждающие, что дети, растущие на постоянном просмотре телевизора, в 20% случаев имеют задержку речевого развития. Есть основания предполагать, что со смартфонами та же история, что и с телевизорами.
- Плохое развитие мелкой моторики. Если взять за основу то, что ребенку дают сенсорный экран, а не кнопочную «звонилку» или игровой джойстик, то вред для моторики очевиден: ребенок не чувствует силу нажима пальцами, использует только однотипные движения, преимущественно 1-2 пальцами.
- Снижение познавательной активности. Ребенок познает реальность всеми органами чувств. Погружаясь в игру на телефоне, у него работает только зрение и слух. Причем он наблюдает не за объемными, а за плоскими объектами, а звучание происходит из одного динамика, а не в режиме стерео, как в реальной жизни. Иными словами, экран ограничивает возможности познания окружающего мира. Потом появляются дети, которые, сидя у окна, стараются передвинуть птицу или нажать на машину движением пальца по стеклу.
- Низкий эмоциональный интеллект. Сюжетно-ролевые игры учат проживать разные эмоции. Все эти «пожалей лялю, она плачет» и «куколке вкусно, она говорит спасибо» прокачивают эмпатию ребенка, он получается вовлечен в чужие переживания. Второй момент: если ребенку дают телефон, чтобы он успокоился, то у него нет возможности научиться контролировать свои эмоции другими способами, он застревает в привычном круге: плохо – телефон, злюсь – телефон, разочарован – телефон и пр. Кстати, на Академии Любознательности есть отличная статья, которая подскажет, как развить эмоциональный интеллект у ребенка – https://academy-of-curiosity.ru/o-razvitii-i-vospitanii-detej/kak-razvit-emoczionalnyj-intellekt-u-detej-igry-i-uprazhneniya/.
- Плохо развитые коммуникативные навыки. Сравним поведение ребенка во время сюжетно-ролевых игр и общения с гаджетом. В первом случае он инициирует общение, подстраивается, спорит, находит компромиссы, задействует разные речевые модели. Во втором случае он просто молчит.
- Менее развитое воображение. В сюжетно-ролевых играх нужно придумывать, перевоплощаться, использовать предметы не по назначению, а в угоду сюжету игры. А в компьютерной игре графика все уже сделала за ребенка, воображение практически не задействуется.
Апогеем проблем с психическим развитием является зависимость от виртуальной реальности. Зависимость от компьютерных игр официально занесена в классификатор болезней, это состояние также называют цифровой зависимостью. Как можно заметить развитие игровой зависимости:
- эмоциональный протест на просьбу взрослых убрать гаджет или отвлечься;
- зацикленность на «игровых» темах – ребенок обсуждает их со сверстниками, взрослыми;
- отсутствие временных ограничений – ребенок не может сказать, сколько ему нужно время на игру;
- раздражительное состояние в том случае, когда нет возможности поиграть в компьютер;
- желание «донатить», то есть внести реальные деньги в игровой мир;
- забывчивость, относительно повседневных дел, правил гигиены и даже приема пищи;
- нарушение распорядка дня.
Не доводите ситуацию до необходимости обращаться к специалисту, своевременно оценивайте уровень психического развития ребенка и количество проведенного времени за экраном. Не забывайте, что кроме отставаний в психическом развитии, гаджеты могут привести к развитию соматических заболеваний – проблемам с глазами, осанкой и пр.
С уважением, Дьяченко Ирина.
Автор проекта «Академия Любознательности»