к сожалению, рассуждения с самим собой плохо помогут развитию критического мышления. для того, чтобы мыслить критически надо сталкивать привычную для себя точку зрения с чем-то принципиально от нее отличным. а все наши позиции, взгляды и отношения (даже те, которые мы пытаемся специально придумать для противопоставления), так или иначе имеют в своей основе наш собственный опыт. так что подобная тренировка, конечно, поможет осознанию своих отношений, и возможно их более качественной проработке, но не более.
лучший из известных мне способов развития критического мышления это игра в парламентские дебаты.
идея игры в следующем: дается какая-либо тема (в рамках игры она называется резолюцией) и команды, состоящие из двух человек, готовят небольшое выступление по либо по позиции "за" либо по позиции "против". темы могут быть самыми разными: от тривиальных, типо "необходимо запретить аборты", до более сложных, затрагивающих экономические, социальные или философские проблемы. при этом, что важно - позиции выпадают по жребию. выигрывает команда, которая наиболее аргументированно объяснила свою позицию и отбила аргументы своих оппонентов.
прелесть же игры в том, что, во-первых, тебе иногда приходится искать аргументы к неблизкой тебе позиции, а во-вторых, ты всегда слышишь множество хорошо проработанных аргументов другой стороны, что помогает (а главное учит) смотреть на любую проблему более комплексно.
ну и конечно, очень интересно смотреть за играми хороших игроков со стороны: ты выслушиваешь речь одного человека и тебе кажется, что к его аргументам невозможно придраться - отстаиваемая им точка зрения однозначно самая правильная, но потому выходит другой игрок, разбивает аргументы предыдущего в пух и прах и в твоем сознании происходит полный переворот))
к сожалению, парламентские дебаты мало развиты в России в сравнении с остальными странами, но тем не менее во многих вузах (ВШЭ, МГУ, Плехановский) уже есть очень сильные и достойные клубы. также есть множество англоязычных сайтов и ресурсов на которых можно посмотреть игры очень сильных ребят из европейских клубов, поизучать базы аргументов к различным резолюциям и даже дистанционно поучавствовать в играх.
в общем, очень советую - мощнейшая прокачка критического и системного мышления!
Дело не в неразвитости критического мышления, а в нежелании отказываться от выводов, которые не следуют из исходных посылок. Достаточно отказаться от таких выводов, чтобы мышление можно было считать критическим.
«Есть два типа критического мышления: эмоциональное и логическое. 60% людей говорят, что они живут головой, а 40% - эмоциями. Как правило, тем, у кого развито критическое мышление, несвойственно безоговорочно принимать факты на веру. Они предпочитают всё проверять, взвешивать. Для того чтобы развить критическое мышление, необходимо развить рефлекс цели. Следует научиться доводить любое дело до конца. Этому нужно учиться всю жизнь. Навык критического мышления полезен не только в повседневной жизни, но также в учебе и работе», — заключил Иван Карнаух.
Как адепт критического мышления и рациональности, могу только предостеречь, что данный вид мышления для большинства людей противоестественен. Так заложено эволюционно в нашем мозге. Переход на критическое мышление приводит к отказу от устоявшихся убеждений, что больно не только душевно, но и физически.
Надо отказываться от излишней информации, если она не приносит рациональной пользы (слухи, мнения, чужие убеждения). Важно понимать, что вы можете не иметь своей точки зрения на какой-то вопрос совсем и спокойно отвечать: «Я не знаю».
Вы должны стремиться к когнитивной целостности без разрывов на религию, общественное мнение, научные знания.
Необходимо уметь владеть логикой и статистикой на интуитивном уровне, для этого постоянно проводить тренинги по решению задач и изучению соответствующей литературы.
Необходимо привить умение вести аргументированный спор, это особенно интересно, когда проводишь самодиагностику.
Нужно найти сообщество людей с соответствующими ценностями, без критики со стороны все старания могу быть бессмысленными.
Без всего этого может возникнуть просто новое убеждение в своем превосходстве и сводиться к банальному рационализаторству уже имеющихся субъективных точек зрения.
А в остальном это замечательный Skill, который позволяет видеть мир прозрачным, интересным, прогнозируемым и, не побоюсь этой аллегории, вы прикоснетесь к счастью и гармонии с собой.
Кого читать (изучать): Д.Канеман, К.Поппер, Р.Декарт, Т.Чатфилд, Н.Хомскии, Р.Сапольски, Д. Халперн, Дэн Ариели, Нассим Талеб. Элие́зер Юдко́вский. Карл Саган...
Из отечественных (не рекомендовал бы начинать с них): А.Курпатов,
Отмечу, что есть много книг и российских ученых и писателей, но академический язык и наукообразие в таком сложном деле легко восприниматься не будет.
Нужно помнить, что никто не знает истину и следовательно не существует абсолютной правды. Сомневайся во всем - говорил Сократ. Не нужно развешивать уши даже если слышишь очень авторитетного товарища. Он тоже может ошибаться или преследовать корыстные цели.В конце концов стыдно быть обманутым явным мошенником.Читайте, слушайте, анализируйте и вам не так то просто будет задурить голову.
Как говорит один очень постмодернистский современный музыкант Псой Короленко
"Никогда глаза не закрывать
И все что происходит до конца осознавать
Ничего не признавать конечной истиной,
Во всем сомневаться
Нигде не попадаться
Ни в какую ловушку смысловую
Ни в какой понятийный капкан"
А если серьезно - приучаться анализировать любую информацию с точки зрения того, почему она подана в том или ином виде. Кому выгодно, чтобы об этом узнали, для кого характерна такая подача данных. Помнить, что язык социально обусловлен и все, что сказано, говорится в культурном и политическом контексте
Практический рецепт очень прост. Каждый раз задайте (себе или партнеру) еще один вопрос: "Почему так?" или "Ну и что из этого?". И не успокаивайтесь, пока не свяжутся все логические ниточки и не сложится паззл. Не думайте о том, насколько Вы правы или хотя бы объективны - картинка должна соответствовать ВАШЕМУ здравому смыслу и пониманию.
Научитесь задавать "детские" вопросы. Чем их больше, тем лучше. Они, как и анекдоты, очень часто прекрасно высвечивают суть.