Картина "диктуется" свыше. Творческий процесс течет по двум руслам, одно из которых выбрал художник. П.Н.Филонов вывел эти категории, хоть феномен этот не является секретом. "Глаз видящий" и "Глаз знающий". Обладатель первого видит в натуре "систему пятен" - например, рисуя чемодан, он сознательно "не знает", что за объект перед ним, особенно когда он в полутемной прихожей. Художник пишет то, что видит его глаз - цветное пятно, сокрытое обобщающим мраком. Художник- обладатель другого метода видения сразу ясно изображает "без премудростей" чемодан, со всеми его поблескивающими замками и пряжками. Возникает вопрос - тогда причем здесь конфликт между художником и его картиной? Картина всегда "рождается" сама по себе, часто сразу обретая самостоятельный голос, с которым художник обязан считаться. Опытный художник всегда наблюдает острым глазом, чего же картина хочет, и всегда следует ее желаниям. По крайней мере, вступает с ней, часто, в непростой диалог. Сейчас мне вспомнились немногочисленные черновики Пушкина, когда он писал "Капитанскую дочку". Там была нешуточная борьба. Сложившаяся картина может возражать принятию отцовства от своего прямого родителя. Но этот конфликт очень редок. Командует парадом здесь веское слово заказчика. Тогда, присмиревшая картина помалкивает. Даже, карандашный рисунок "на коленке" может вызвать нешуточную реакцию у "натуры". Тогда я прятал листок с рисунком в свою папку и просил недовольного клиента подойти за ним через пару недель. Встреча "натуры" и ее портрета часто бывает весьма трогательной На вопрос:"Что вы тут такое добавили?!", следовал ответ:"Это вы стали немножко другим, и взгляд на работу стал у вас объективнее, а я ничего здесь не трогал." По поводу подписи никаких возражений здесь не бывает. Вообще, любая почеркушка любит, когда ее подписывают. Авторитета становится более, (ведь, автор за нее головой отвечает!), авторская самодисциплина работает, да и вернее то, что ее у вас купят.