Первоочередной способ - детальный опрос, анкетирование родителей. Необходимо понаблюдать за деятельностью и речью ребенка в естественных условиях, опросить работников детского сада, изучить медкарту и педагогическую характеристику.
Собственно общение с ребенком строится преимущественно в игровой форме, на базе загадок, сказок, стишков, потешек. Чем младше ребенок, тем нагляднее должны быть средства (картинки, игрушки, предметы).
"Разговорить" ребенка можно играми на действия: "Дай мне...", "Покажи, где...", "Принеси мне...", - играми на совместное рассказывание знакомых ребенку сказок (опрос родителей). При этом у детей года-двух называние слова очень часто заменяется указыванием на предмет, на это нужно делать скидку. Замечательная игра - "Кто как говорит?", в нее многие дети охотно играют от года. К трем можно давать описательные задания ("Скажи. что ты видишь на картинке").
Ближе к пяти годам можно давать задания по семантическим группам ("Какие игрушки ты знаешь?") и проверять знание слов по смежности ("На чем стоит ваза?", "Где пасутся коровы?").