Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как буддизм обьясняет различные микроорганизмы, такие как простейшие, одноклеточные, вирусы? Обладают ли эти явления природой Будды, есть ли в них зачатки «ума» и другие элементы?

ФилософияРелигия+2
Антон Орлов
  ·   · 2,8 K
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой...  · 16 окт 2019

Есть сутра пожелания добра всем существам метта сутра, там есть такие строчки:

Пусть будут счастливы все существа, сохранны!
Пусть внутренне счастливыми они пребудут!

Какими б [в мире] ни были живые существа –
Хилые, крепкие, [и все], без упущений,
[Все] те, что длинные, и те, что велики,
И средние, и мелкие, короткие и тучные;

Будь они видимы, и [будь они] незримы,
Живут ли далеко они или неподалёку,
Что очутились [здесь] иль [вскоре] очутятся,
Пусть внутренне счастливыми все будут существа!

Так показывается, что каждое существо, независимо от размера, может быть счастливым. То есть, каждое существо может от умственного беспокойства и неудовлетворённости стараться переходить к состояниям более спокойным, приближаться к счастью. Этот потенциал раскрытия абсолютного счастья в сознании каждого существа и называют обычно природой будды. Это похоже на потенциал любого пламени однажды погаснуть, исчерпать топливо для горения. Человеческая форма считается наиболее благоприятной и ценной на Земле для раскрытия свободы ума, потому что ум человека лучше других подходит для этого. То есть, обезьянка теоретически может написать книгу, если будет заниматься этим миллиарды миллиардов лет, но человеку сделать это намного легче.

Другой вопрос: а что вообще считать живым существом. В буддизме условиями рождения существа являются пять групп элементов (скандх): материальные элементы, элементы восприятия, элементы распознавания приятного и неприятного, элементы формирования воли, элементы памяти/опыта и знания. С этой позиции вирусы, например, не являются существами, так как у них нет (ведь нет?) органов чувств. Вирусы больше похожи на сложное химическое вещество, так как у них есть только группа элементов материальной формы. Вирусы размножаются не по причине проявления воли, а потому что материальные элементы из-за подходящей формы пристраиваются к живым организмам. А вот бактерии являются живыми существами, так как они чувствуют приятное и неприятное, реагируют на раздражители, могут по-своему страдать и наоборот быть относительно удовлетворёнными.

У бактерий, кстати говоря, тоже нет органов чувств. И у деревьев их нет. Органы чувств присущи только высшим... Читать дальше
онтология, теософия, Учения Востока в современной...  · 14 апр 2021
Если сравнивать царство человека с царством элементальных форм, например, вирусов, то можно сказать, что последние пребывают в более гармоничном состоянии, нежели человек. Равновесие царства элементальных форм зависит от... Читать далее
живу в буддийском монастыре, а по возвращении в...  · 8 дек 2020

Эволюционным развитием объясняет, от простейших к сложнейшим. Зачатки есть везде, где есть восприятие. Природой Будды в некоторых направлениях называется именно способность взаимодействия и восприятия.

Во времена Будды едва ли кому-то были известны одноклеточные организмы и тем более вирусы. Это совершенно точно, что никто не имел представления о них, так как для их обнаружения нужны мощные микроскопы. По этой простой причине... Читать далее

Бактерии и растения реагируют на раздражители и без нервной системы. Обладают ли они сознанием, если реагируют?

Буддийский монах ортодоксальной традиции...  · 16 окт 2019
приветствую вас. для начала скажу, что с точки зрения буддизма тхеравады не существует никакой особой природы Будды, которая присутствует во всех живых существах. это чисто махаянская идея. Будда о таком вообще не упоминал... Читать далее
Нет такой "махаянской идеи", как "природа Будды", но есть понятия равновесия и гармонии. В остальном с Вами можно... Читать дальше