У травли множество причин - равно как и множество школ с точки зрения социального бэкграунда. Школа в спальном районе или этническом гетто обычно разительно отличается по контингенту от "элитной" гимназии, но и там, и там в классную жизнь прокрадывается совсем не классная неформальная иерархия...
Я бы выдвинул три версии вдобавок к тому, о чём уже сказали в других ответах.
В условиях декоративного патернализма человеческая жизнь в принципе оценивается задёшево, и дети чувствуют это острее всего. Так что надо глобально говорить о проблеме не то что маленького человека, а о проблеме того, что спасать рядового Райана никто не собирается. Живя по инстинктам социал-дарвинизма, общество воспроизводит иерархию внутри себя и необъяснимым (или нет?) образом обнажает слабые точки человека, делая того беззащитным. Сегодня сила не в правде. В обществе установилось серьёзнейшее неравенство, помноженное на рабскую деревенскую ментальность "те чо надо, самый умный, что ли, не высовывайся". Вместо уважения к труду и интеллекту - гонка понтов и бабла: если ты такой умный, то почему такой бедный? И так далее и так далее... Альтернативной парадигме, альтернативному мышлению и подходу просто неоткуда взяться, вот дети и транслируют жёсткость взрослого мира на одноклассников.
Травля - это всегда столкновение личности с серой массой или системой. Это бунт против конформизма, далеко не всегда оправданный, но оттого не менее значимый.
Если человек беднее/богаче большинства, он остаётся человеком всё равно.
Если человек слушает музыку, которая вам не нравится, он остаётся человеком всё равно.
Если человек выглядит иначе, чем принято в вашей среде, он остаётся человеком всё равно.
Если человека что-то возмущает, мы должны выслушать его мнение, отчасти согласиться с ним, но попробовать переубедить - а не затыкать ему рот, типа "жопе слова не давали".
Впрочем, у нас же не государство предназначено для человека, а человек - для государства... Рожай, защищай, строй коммунизм (нет).
Во-вторых, пора поднимать ставку школьного психолога (психологини), чтобы в школу шли действительно толковые специалисты (специалистки), а не попадали туда по распределению и от безысходности. Вообще работники и работницы социальной сферы должны быть среди высокооплачиваемого персонала - чтобы у них была мотивация работать с людьми и на благо людей. С какими стрессами поможет школьникам справиться психолог, который и так в состоянии стресса, потому что получает дохлые 15к в месяц, когда коллеги в комфортных кабинетах ведут частные практики, а в месяц им капает тыщ эдак 30 спокойно?!
Примерно то же самое касается и педагогического состава - нужно стимулировать приток компетентных лиц, у которых будет энтузиазм к школьной работе, а не настраивать на то, что основной доход пойдёт с репетиторства и внеурочной работы.
Пункт №3 - ответственное родительство: готовить родителей уважать личные границы ребёнка, признавать его право на тайны и секреты, но при этом поощрять его откровенность. Ведь у нас как - впадаем в крайности: или гиперопека, или ребёнок предоставлен самому себе, пока старших нет дома.
Ребёнок, по крайней мере в возрасте 6---18 лет, не должен становиться заложником родительских амбиций и их неготовности к переезду: "Нам ещё 5 лет ипотеку выплачивать, какая другая школа, ты сдурел?!"
Если вы отмахиваетесь по поводу первых тревожных звоночков и того, что ребёнок страдает от социальной дезадаптации или, допустим, своей доверчивости, нахрен рожали?
Пока мы не поменяем кардинально среду, в которой живём, не сократим количество предпосылок к насилию и травле, всё, что нам остаётся, - сопротивляться, используя партизанские методы.
Маша, спасибо тебе!
Очень в тему про классного руководителя и ссылочка вовремя!