«Ведомости» снова затронули эту тему из-за поправок ко второму чтению (предстоит на следующей неделе), но инициатива распространять статус иноагента на физлица не нова. Если законопроект доживёт до подписания президентом, авторам, работающим на попавшие в реестр иноагентов медиа, светит, как минимум, бюрократическая волокита из-за ежегодной декларации о доходах и обязательное «клеймо» иноагента — а вместе с ним определенные ограничения на сотрудничество с информационными агентствами, некоторыми СМИ и издательствами, но уже не столько по закону, сколько «по понятиям».
О чем речь: с 2017 года в России действуют поправки в закон «О средствах массовой информации», аналогичный закон об НКО действует с 2012 года. Основных критериев, по которым в Минюсте обычно выявляют «агентов» и добавляют в соответствующие реестры НКО и СМИ, два: доля иностранного капитала и политическая деятельность. По факту учитывают и влияние иностранных благотворителей, и якобы лоббирование интересов «наших Западных партнеров», и отклонение от заявленной цели работы, и что угодно еще. На сегодня статус иноагента получили, в частности, «Голос Америки», «Радио Свобода», аналитические центры «Сова» и «Левада-центр».
Что это значит? Попав в реестр, организация должна зарегистрироваться в Минюсте и признать себя иноагентом, маркировать это в своих материалах, все ее данные в СМИ и интернете будут публиковаться с неприятной пометкой «организация, выполняющая функции иностранного агента» (сравните с фразой «запрещенная в России террористическая организация»), раз в полгода надо отчитываться о деятельности и проходить ежегодный аудит. За отказ добровольно признаться в работе на дядю Сэма штрафуют на 100-300 тысяч рублей. Похожие неприятности ждут сотрудников неугодных организаций при принятии законопроекта о физлицах.
Разумеется, Россия в такой своеобразной борьбе с Fake News не впереди планеты всей. На Западе подобные охранительные законы появились ещё в прошлом веке — в США это FARA 1938 года, в их реестре до сих пор числится Russia Today, хотя американский офис корпорации не работает с 2014. Тем же RT недавно вынес предупреждение французский регулятор — за искажение перевода слов свидетелей в сюжете о применения химотружия в Сирии. В Британии канал хотят лишить лицензии из-за дела Скрипалей. Даже некогда аполитичные YouTube и Facebook начинают маркировать видео, созданные работающими на госбюджет компаниями — и российские «государственные СМИ» попадут под удар в первую очередь. В общем, в век капитализма все еще живо представление про журналистику как девушку, которую и ужинают, и танцуют, хотя на деле все гораздо сложнее.