Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Готовлю передачу про князя А. Невского. Подскажите, какие факты и легенды о Ледовом побоище - можно пересказать "для детей"?

ИсторияДомашние задания+3
MarinaL
  ·   · 7,1 K
Археология. История 13 века древней Руси...  · 11 февр 2022
"Ледовое побоище" 1242 года, это только кусочек исторической мозаики 13 века. О битве на Чудском озере, произошедшей 5 (12) апреля 1242 года между войском князя Александра Ярославича, прозванного потомками «Невским», и отрядами крестоносцев, захватившими прибалтийские земли в начале XIII века, имеется множество легенд и искажений. Об этом, свидетельствует тот факт, что при учреждении Федеральным законом № 32 от 13.03.1995 года дней воинской славы России, день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере установлен 18 апреля. На самом деле, разница между Григорианским и Юлианским календарями на 1242 год составляет всего 7 дней. Поэтому, фактическая дата сражения приходится на 12 апреля по Григорианскому календарю.
Битва на Чудском озере 1242 года, известная в истории России, как «Ледовое побоище» (битва при Исмене, при Крэенштейне, на озере Пейпус - по историческим работам ряда западных историков), произошла в конце исторического периода 1224-1242 гг. определившего на долгие годы исторические границы Руси в Прибалтике. Сложный и по существу мало изученный российскими историками, период становления государственных границ Древнерусского государства, а затем московского Великого княжества в Прибалтийском регионе, долгие годы использовался «западной» дипломатией, для обоснования борьбы против России. Политическое противостояние русских земель в лице Новгородской и Псковской вечевых республик «западной» экспансии, началось в XII веке и обострялось в XIII веке религиозными чертами конфликта, вызванного борьбой «западного» (католического) и «восточного» (православного) направления христианства. Еще одним фактором возникновения конфликта, стали территориальные споры, вызванные отсутствием государственности и юридически установленных границ, между племенами и народностями, населяющими прибалтийский регион между Чудским озером и рекой Западная Двина (Даугава). Последнее обстоятельство, неизбежно привело «северных крестоносцев» вступивших в прибалтийские земли на исходе XII века, к территориальным конфликтам с Полоцком, Новгородом и Псковом.
«Северные крестоносцы», в лице летописных «немцев», были преимущественно представителями германских княжеств, входящих в «Священную Римскую империю», в то время, как Полоцк, Новгород и Псков, номинально являлись уделами Древнерусского государства, фактической столицей которого в 862 по 882 год, были Ладога и Новгород, а при Андрее Боголюбском, с 1157 г. - Владимир на Клязьме. Таким образом, борьба за Прибалтику, по сути, шла между Древнерусским государством и «Священной Римской империей», т.е. между Западом и Востоком. Исторической наукой в СССР, а также многочисленными художественными очерками, статьями, книгами и отечественным кинематографом, Чудская битва 1242 года рассматривалась, как главное сражение Руси против руководимой папской курией агрессии западных стран. Причем, «западные страны» были по факту представлены, только силами Terra Mariana. В латинском языке Terra Mariana — «Земля девы Марии». В смысловом переводе — «Удел Богородицы», то есть территория, находящаяся под покровительством Матери Божьей. В русской транскрипции, Те́рра Мариа́на — официальное название средневековой Прибалтики, которое автор будет использовать в дальнейшем. По названию племени – Ливы, принявшего первых крестоносцев и католических епископов на своей территории, созданное завоевателями в Прибалтике государственное образование, в средневековых хрониках и документах именуется Ливонией. Это название, автор будет использовать наровне с Те́рра Мариа́на.
Кстати сказать, в посвящении Ливонии, произошедшем с легкой руки папы римского Иннокентия III, Деве Марии (Terra Mariana), современные мистики видят особый смысл, так сказать, Божие провидение. Поскольку, сюда же примыкает посвящение Деве Марии Немецкого (Тевтонского) ордена. Поэтому, «Землей Марии» становится уже вся Восточная Прибалтика. Русь, принявшую христианство от Византии, также называли «Уделом Богородицы». А отсюда вытекают своеобразные обоснования претензий на наследство рыцарей-тевтонов, то есть Восточную Прибалтику, причем и в материальном, и в духовном смысле.
Практически с начала XX века, рассмотрение войны 1240-1242 года, в Причудье, проводилось в свете схватки Руси с экспансией крестоносцев возглавляемых Ватиканом. Данная позиция отечественной исторической школы заняло главенствующее положение в учебниках и исследованиях по истории борьбы Руси на северо-западных границах.
В российских исторических исследованиях и литературе, Чудская битва 1242 года имеет собственное название – «Ледовое побоище» и собственного героя – князя Александра Ярославовича (Ярославича) Невского, чей род ведет свое начало от первых русских князей Рюрика, Олега и Игоря. Причем, официальное историческое название сражения - «Ледовое побоище», появилось 300 лет спустя, только в XVI веке, как и прозвище князя Александра Ярославовича – «Невский».
Официальное появление этих эпитетов, произошло в своде «Жития Александра Невского», входящего в Лицевой летописный свод. Летописный свод событий мировой и русской истории, был создан, вероятно, в 1568-1576 годы специально для царской библиотеки государя всея Руси – Ивана (Иоанна) IV Васильевича, в единственном экземпляре. «Лицевой» - в названии Свода, означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». Возглавил работу по составлению данного Свода - Макарий, митрополит Московский и всея Руси, духовник царя Ивана. Однако, при составлении Свода, митрополит Макарий, вероятно, в свою очередь, опирался на Новгородскую летопись младшего изводу (Н1ЛМ) являющуюся компиляцией в XV веке более древней Новгородской летописи старшего изводу (Н1Л), в которой во внелетописной статье - приложении, впервые появляются прозвища князя - «Великий», «Невский» и «Храбрый».
В 1547 году, русской православной церковью Александр Ярославович с прозвищем «Невский», был канонизирован, как святой благоверный князь и защитник земли русской. Согласно православным канонам, к этому лику святых причисляются православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни, прежде всего высшими христианскими добродетелями. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на православие вместе с падением Константинополя в 1204 году, князь Александр Ярославич оказался едва ли не единственным из светских правителей, кто не усомнился в своей духовной правоте, не поколебался в своей вере и не отступился от православия. Отказавшись от подчинения католицизму, он стал последним в то время властным оплотом православия, последним защитником православного мира, ради этого пошедший на подчинение Золотой (Волжской) Орде. Ордынские ханы, не преследовали православие на Руси и не пытались обратить покоренный ими народ в свою веру, сначала языческую, а со второй четверти XIV века мусульманскую. Более того, ханы Золотой Орды, отличались значительной веротерпимостью и не препятствовали распространению христианства, в том числе православия даже на своей территории. В столице Орды, городе Сарай, при хане Берке, было несколько православных церквей, мирно соседствовавших с мечетями, возглавляемых православным епископом. В этой связи отметим, что именно, как благоверный князь, Александр Ярославович был причислен к лику святых. Эпитет защитника земли русской, князь Александр получил в силу начала царем Иваном IV (Грозным), войны за утраченные в Прибалтике земли «рюриковичей», а именно город Юрьев, заложенный Ярославом Мудрым в 1030 году. Как известно, причиной Ливонской войны, стала невыплата Дерптским епископством так называемой «юрьевской дани». Для обоснования претензий на земли, принадлежавшие в это время Ордену и епископам, царю Иоанну было необходимо найти доказательство того, что они являются исконной территорией Российского государства. Причем, чем дальше в истории найдется такое доказательство, тем более обоснованными будут эти претензии. Образ святого благоверного князя Александра Ярославовича из рода «рюриковичей», который, во-первых, победил врагов православия в Невской, а затем в Чудской битве, был идеальным символом, подтверждающим права Ивана IV, а позднее и Петра I на ливонские земли.
Вне всякого сомнения, звездным часом всей жизни Александра Ярославича, стало знаменитое «Ледовое побоище» (Чудская битва), а не Невская битва. Однако, историческое прозвище «Невский», а не «Чудской», было присвоено князю, в силу исторической необходимости. Даже по русским летописным источникам, масштабы Невской и Чудской битвы сильно различаются, как по числу участников, так и по количеству потерь среди войнов князя и его противников. Военных компаний у Александра Ярославовича было немного, и каждый бой, был, значим в создании образа князя. Поэтому, при составлении одной из 13 редакций «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» , Невская битва 1240 года, как первое самостоятельное сражение князя, стала отправной точкой для придания образу князя воинской зрелости и значимости. Именно, как лидер православного воинства, Александр и получил прозвище «Невский». Благодаря, «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», многократно переписываемой в монастырских кельях, в ходе которой, каждый из монахов-переписчиков считал необходимым что-то добавить к образу святого, мы, и обязаны тем, что в отечественной историографии появилось название «Ледовое побоище», а не Чудская битва. Однако, в исторической ретроспективе, невозможно отрицать, что в истории российской государственности, Чудская битва 1242 года стоит в одном ряду с Куликовской битвой 1380 года, несмотря на несопоставимый военный и исторический масштаб обоих событий. Оба сражения, стали отправными точками для взлёта политической карьеры руководителей русского войска и их влияния на политические процессы внутренней и внешней политики Древнерусского государства. Именно после Чудской битвы, князь Александр Ярославович (Невский), становиться известным военным руководителем и самостоятельным политиком на Северо-Западе Руси, вышедшим из политической тени своего отца – князя Ярослава Всеволодовича.
Именно из-за руководства войском Руси святым благоверным князем Александром Ярославичем, в военной истории России и СССР, «Ледовое побоище» принято рассматривать, как ключевое событие противостояния между северо-западными землями Руси и западноевропейской католической экспансией. Главной силой крестоносной экспансии против Руси для советской исторической школы считался Тевтонский орден, идущий в авангарде Западных агрессоров. В немецком языке, употребляются два варианта - Brüder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem или сокращено - Der Deutschen Orden (Немецкий орден). Компиляция обоих этих наименований в советской исторической школе и литературе, привела к появлению термина – Тевтонский орден.
История Тевтонского ордена началась в Палестине, во время третьего крестового похода в 1190 году. К началу XIII века, Немецкий орден имел несколько филиалов - ландмейстерств, одно из которых был в 1237 году создано в Ливонии на основе объединения с другим орденом.
Интерес граждан Российского государства к разным аспектам взаимоотношений Руси с католическим (Западным) миром в Восточной Прибалтике, проявился в отечественной публицистике задолго до того, как подход к толкованию событий прошлого приобрел черты исторической науки. Он всегда усиливался в годы, когда вопрос о политической гегемонии в регионе приобретал наиболее актуальное звучание в текущей политике – как внутренней, так и международной. В 30-х гг. XX века, появилось большое количество работ прибалтийских историков, разрабатывавших тематику борьбы за Прибалтийские земли в XIII веке. Эти историки обладали доскональным знанием источников – как нарративных, так и актовых С завоеванием Восточной Прибалтики крестоносцами ими связывалось приобщение прибалтийских народов к западному христианству и включение ливов, леттов, вендов и эстов в сферу западноевропейской цивилизации. Соответственно вставал вопрос и о взаимоотношении католичества и православия – в религиозной сфере, а в светском плане – между политическими структурами, возникшими в регионе в результате крестоносного завоевания, и Русью. Превосходство католической веры над русским православием четко выражено в тщательно излагаемых этими историками ливонских и прусских хрониках, а также в документах, исходивших от прелатов католической Церкви. В ответ советская историческая наука мало что могла противопоставить. Внимание читателей концентрировалось именно на этом аспекте, особенно на таких событиях, как победа русских войск в Невской битве 1240 года и на льду Чудского озера в 1242 года. Причем, если судить о событиях 1240-1242 года по популярной литературе о «Ледовом побоище» и по известному фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», то история и летописная хронология произошедшего получается совершенно искаженной. Выходит, будто орденские рыцари во главе с магистром, выступив в Крестовый поход на Русь в сопровождении католического епископа, захватили Псков и, двигаясь далее на Новгород, оказались на Чудском озере, где были остановлены и разбиты войском Александра Невского. В фильме, правда, князь Александр говорит, что «биться будем на чужой земле», но сюжетом фильма никак не объясняется, откуда между Псковом и Новгородом взялась «чужая земля». Режиссерским талантом С.Эйзенштейна создается впечатление, что все эти события произошли в достаточно короткий промежуток времени. Однако, со времени захвата Пскова крестоносцами до сражения на Чудском озере прошло около полутора лет. И как легко убедиться, глядя на топографическую карту, принятое советской исторической школой «место сражения» ордена с русскими войнами, лежит вовсе не на пути из Пскова в Новгород. Большинство советских и русских историков, не проводило глубокого научного анализа этапов всего вооруженного противостояния, ограничиваясь поверхностным рассмотрением сражения в фокусе устоявшихся стереотипов без критического анализа источников и предыдущих исследований. Все эти работы руководствовались представлением войны 1240-1242 года в Причудье с точки зрения борьбы «немцев» с Русью, не разделяя политические интересы Ордена, Рижского и Дерптского епископства, датской Эстляндии, а также Новгорода и Пскова. С военно-исторической точки зрения, также не проводилось сколь-нибудь серьезного анализа стратегии и сил сторон, а само сражение, привязанное к искусственному, оторванному от общей стратегии, географическому пункту, превратилось в откровенно пропагандистский фарс, густо обросший мифами и догмами. В фильме «Александр Невский» есть момент, когда князь Александр перед битвой объясняет своим воинам расстановку полков перед боем: «Ты, Гаврила, полки левой руки возьмешь. Сам с дружиною по правую руку стану, и владычный полк возьму. А ты, Микула, ставь мужиков в засадный полк». На самом деле, в исторических документах, ничего не говорится о том, как были построены русские войска. С наибольшей вероятностью, с учетом летописных сведений о составе ополчения Новгородской республики, можно предположить, что войны были построены линейно во фронт, в некоем подобии фаланги, нередко именуемое у викингов - «стеной».
В дополнении к сказанному, добавлю, что некоторые факты по поиску места Чудской битвы 1242 (Ледового побоища)... Читать дальше
Нету хоби.я не состою в сектах под названием...  · 8 февр 2022
Есть несколько фактов! То что битва была на берегу Чудского озера,так как в апреле лёд был тонкий.и войска что с нашей стороны,что и с ливонского войска могли провалится.в их летописях тоже говорится что битва шла на берегу.в... Читать далее
Нету хоби.я не состою в сектах под названием...  · 8 февр 2022
Первое это летоисчисление,сейчас по славянскому календарю заканчивается 7528 круг.при Петре первом в 1700 году перешли на юлианский календарь при нем убрали 5508 лет. Обратится Вам придется к новгородским летописям,псковским.еще... Читать далее
Большое спасибо! Я так и поступлю!