Везде, где для этого складываются условия. Чувство этнической принадлежности объединяет самых разных людей и не зависит от государственных границ. Никто никогда не пытался создать этнос. Создавались государства, а этнос возникал иногда вместе с ними, а иногда вопреки. Этнос это чувство, которое объединяет группу людей и часто не зависит от биологического происхождения и даже расы.
Так, например, известны случаи чернокожих евреев, абхазцев, чукчей. И эти люди чувствовуют себя ничем иным, как евреями, абхазами, чукчами.
Слово «этнос» вошло у нас в широкий обиход недавно. Раньше это называлось «национальность». Была даже такая графа в советском паспорте. В эту графу часто заносили межэтнических детей, например, родившихся от украинца и молдаванки. Записывали их, как «русский (ая)», и они действительно становились русскими. А уже их дети даже не сомневались, что они русские. И все это происходило и происходит у меня на глазах. Но, естественно, не на основании графы в паспорте, а на основе самосознания. В России живут миллионы людей с «неславянскими» чертами лица и даже нерусскими именами, которые считают себя русскими.
Но бывает и обратный процесс. В силу известных событий, происходивших в 30-50-х годах многие карелы, например, пожелали быть записанными как русские. Даже взятки давали в паспортном столе. Но когда в 60-х наступила «оттепель» и разрешено было общаться с родственниками за границей, многие вдруг вспомнили, что они финны. Про евреев я уж не говорю.
Естественно, подавляющее большинство этносов досталось нам с незапамятных времен. Многие ассимилировались и исчезли совсем. Но понимание своего этноса очень живуче, даже если их представители уже давно забыли свой язык и живут в мегаполисах.
Этносы формируются и исчезают постоянно. Но процесс этот долгий и незаметный. Так в США формируется этнос черных американцев. Первоначально это были негры-рабы, вывезенные из разных концов Африки, говорившие на разных языках. Их объединил английский язык и перекрестные браки. Но постепенно, в силу сегрегации, черные стали группироваться в особых поселках и городских кварталах. У них выработался язык на основе английского, который, кроме цвета кожи, становился «визитной карточкой» принадлежности к некому сообществу, в которое входили не все чернокожие. Это язык негритянских низов, обитателей гетто. Их объединяет чувство ненависти к «белым», которое они не скрывают. И тем самым они резко отличаются от темнокожих, которые получили хорошее образование, говорят на «правильном» английском и влились в истэблишмент.
Разовьется ли эта тенденция дальше или заглохнет под влиянием совместного образования, кто знает? Если и дальше определенные политические силы будут разыгрывать «черную» карту, как это было с БЛМ, возможно получат черный расизм со всеми вытекающими последствиями. Уже сейчас некоторые активисты черного движения требуют признать черных этносом. Даже придумали название для особого языка, «эбоникс». (Эбони – это черное дерево, из которого делают рояли и черные клавиши.) Уже давно звучит мнение, что белые должны компенсацию черным за рабство. В долларах, разумеется.
Но язык не всегда является определяющим фактором. В Великобритании англичане, шотландцы, валлийцы и ирландцы говорят на одном языке - английском. Тем не менее, в них присутствует сознание своего этноса, особенно у шотландцев. Национальные костюмы среди них особенно популярны. Если вы поговорите с шотландцем по-английски и назовете его инглишмэном, он обязательно вас поправит. Испытано неоднократно.