Много вопросов в одном! Не думаю, что Французскую революцию можно назвать возрождением Римской Республики: другая эпоха, другие проблемы, другие цели, другие результаты. Что-то общее, тем не менее, есть - и притом существенное: самоуправление народа в очередной раз скрестило шпаги с государством - бандой, живущей за чужой счёт, результат - сначала беспредел новой банды, а потом - компромисс: банда была введена в конституционные рамки и приспособлена к защите народа от самого себя.
Революция носила анти-клерикальный характер: к религии её деятели относились по-разному (были и верующие, и атеисты) - но все были против принуждения людей к вере и особенно - к уплате дани в пользу иерархии. Результат первоначально был противоположен устремлениям (как и в политике): Конвент утвердил культ Верховного Существа и идею бессмертия души, а затем Наполеон заключил конкордат с Ватиканом и превратил Католицизм обратно в государственную религию - это состояние пережило и реставрацию, и революции 1830, 48 и 70 гг. И только в нач.20 в. после позорного "дела Дрейфуса" (католическое духовенство сильно замаралось) в стране была развёрнута секуляризация: Церковь была отделена от государства, а религия стала частным делом каждого.
Революция удалась потому, что имела позитивные осуществимые цели: неприкосновенность собственности и равенство всех перед законом - основы открытого общества, способного к бесконечному развитию. Старый режим был ему препятствием - и он был сметён: в тех странах, где феодальные институты (монархия, сословность, условно-служебное землевладение, клерикализм) сохранились, развитие шло, как правило, труднее и часто упиралось в тупик (Германия, Италия, Испания, Португалия, Россия).
Движущей силой революции был класс мелких собственников (так наз. "средний"): он зародился не в Париже и составлял большинство населения (крестьянство). Результатом его победы был капитализм - самовозрастание капитала в процессе стихийного взаимодействия свободных собственников, проявления - индустриализация, урбанизация, рост среднего потребления, НТР и т.д. Кстати, в этом - фундаментальное отличие новых "буржуазных" республик от античных полисов, включая Рим.
Идеи и деятели эпохи Просвещения 17-18 вв. оказали огромное влияние на вызревание Французской революции: 2-й раз в истории (после Войны за независимость САСШ) народные массы включились в движение за сознательное переустройство государство на рациональной основе. Эти же идеи деморализовали феодальную элиту, лишив её уверенности в собственном праве на существование: Э.Ломени-Брийен не скрывал своего атеизма - и служил кардиналом, дружил с лидерами протеста - и в качестве премьера расстреливал народные шествия, был сторонником свободы совести и отделения Церкви от государства, по его инициативе гугенотов уравняли в правах с католиками - а сам ещё недавно требовал казни янсенистов по статье о гугенотах. Это - закон: изовравшаяся элита бессильна перед революцией.