Это не только в России. В Европе, например, согласно опросу еврокомиссии, 27% из 28 тысяч опрошенных считают, что изнасилование допустимо, если жертва его "провоцировала" своим поведением - была пьяна или сама пришла в гости к мужчине. Конечно, где-нибудь в Скандинавии с подобным согласятся немногие. А вот в развивающихся странах такое мнение весьма распространено. Чем ниже уровень жизни в обществе, тем больше людей в нем склонны обвинять жертву.
Причины кроются в желании людей отгородиться, эмоционально дистанцироваться от трагедии. Сопереживание и эмпатия требуют поставить себя на место жертвы. Это не приятно, никто не хочет, чтобы у него в голове крутились сцены изнасилования собственного задушенного трупа каким-то мудаком. Никто не хочет думать, что такое могло бы случиться с ним или его близкими людьми. Поэтому проще всего выстроить стену негатива и отторжения. Сделать вид, будто это произошло не в нашем уютном мире, а в развратном и глупом мире этой девушки. Всегда можно найти сотню поводов сказать, что она была плохой и не такой, как мы - никто не идеален, а в интернете наши грехи у всех на виду. А раз она не такая, как мы - значит того, что произошло с ней, не произойдет с нами. Так легче. Спокойнее отпускать свою дочь на улицу, зная, что убитая и изнасилованная девушка была шлюхой и идиоткой. А наша дочь же не такая, она умней и скромней. Значит ей ничего такого не грозит.
"Вера в справедливый мир" - распространенное когнитивное искажение. Многие люди считают, что чтобы ни происходило с людьми - они это заслужили. Мы склонны хуже оценивать людей, если знаем, что с ними произошло что-то плохое. Есть исследование, в ходе которого испытуемым давали рандомные портретные фото и просили оценить людей на них. Про некоторых из изображенных людей говорилось, что они выиграли в лотерею. Этих людей опрашиваемые наделяли лучшими качествами, чем других. То есть выиграл в лотерею - значит заслужил - значит хороший. Когда же испытуемые смотрели как людей наказывают электрошоком за неверные ответы во время урока (сцены были постановочные) - они наделяли худшими качествами тех, кто не имел возможности уйти с урока и был вынужден терпеть наказание. А тех, кто имел такую возможность и уходил, оценивали лучше. То есть получил электрошоком - значит заслужил - значит плохой. Не получил - значит хороший. То, что человек никак не мог избежать наказания - испытуемых не волновало. Этот феномен распространен, его наличие доказано. И виктимблейминг - его частный случай.
Плюс сказывается стигматизация женской сексуальности и раскованности. Но здесь она выступает скорее инструментом, чем первопричиной.