Все дела происходящие в созданном Богом мире совершаются единственно по воле Божьей. Ни одно из тварных естеств и ничто в творении не возникает, не движется, не колеблется и не действует без Его повеления, говорит прп. Исаак Сирин. Мы же часто назначаем тем или иным событиям, совершаемым вокруг нас свою собственную причину - злую волю человека, которая является только предлогом у Бога, в соответствии с которым Он совершает Свое домостроительство.
Воля Божья во всем совершаемом во вселенной всегда первостепенна, то что пребывает вне воли Его, того попросту не существует. Так, например, распятие Сына Божьего Иисуса Христа было совершено по попущению Божьему, по Его благой воле была дана власть Пилату совершить это с целью спасения всего человеческого рода. Здесь исполнилась воля Творца, а не твари - была пренесена бесценная жертва человеку с целью его спасения. Но мы нередко склонны полагать, что это Богоубийство совершилось по воле злых людей, которые имели одно лишь желание - убить Христа из зависти, ненависти и злобы. Все, что считает Бог полезным для нас, то Он и совершает с нами (исходя из нашей же воли) приносит нам это страдание, доставляет ли боль или же что либо приятное и достославное, не по способу возмездия за добрые или злые дела, а с целью пользы.
Это как в примере со врачем, который лечит больных по разному, одним прописывает таблетки, другим уколы, третьим операцию, не с целью наказания за их халатное отношение к своему здоровью, а с целью их излечения от болезни. И одни испытывают приятные ощущения, например на морском побережье, куда их направил врач, другие же претерпевают боль и страдание на операционном столе. На первый взгляд кому то может показаться, что врач награждает одного больного поездкой на море, а другого наказывает тяжелой операцией, а на самом деле один болеет туберкулезом и ему просто необходим морской воздух, а у другого аппендицит и ему срочно нужна операция.
Подобным образом происходит и у Бога, если человек запускает свою болезнь и доводит свою душу до предсмертного состояния, то и лечение такого больного будет сопряжено с болью и страданиями, а если человек слушает Господа своего - истинного врача души и тела, и соблюдает все Его рекомендации (исполняя заповеди Его) то и лечение такого больного будет легким и не настолько болезненным. Поэтому только от человека (его воли) прежде всего зависит его душевное здоровье.