Вопрос психического состояния общества относится к темам: Антропология, Психология, Метафизика, так как предметом познания является психика человека, его душевная жизнь и общества в целом. Такое недоразумение возникает в умах тех людей, которые допускают, что материальные события могут в подлиннике вступать в кругозор сознания субъекта. Физическое событие: как угроза смерти, изменение экономического, благосостояния человека, общества, международного кризиса, не может стать проявлением какого- либо "я", моего сверхсостояния, внутреннего переживания человека. Объективное познание является естественным представлением, потому что оно может вступать в круг наблюдения любого "я","мы", "они". Но если наблюдение касается внутреннего переживания человека, его страхов, радости, его личных представлений, в данном случае, - обольщение, то такое состояние вызывает у наблюдателей гнев, раздражение, или сочувствие и т. д. Такое поведение в психологии называется "вспышкой гнева" и называется психическим явлением в обществе, которое вызывает дистабилизацию общественных отношений. Причиной такого недоразумения является тип мировоззрения, основанного на смешение двух понятий резко различаемых гносеологией интуитивизма: переживать что - либо и иметь что-либо виду только как предмет наблюдения, или наблюдение за душевным состоянием человека его внутреннего мира. Наблюдение за душевным состоянием человека, общества, возможно только моим внутренним "я", как некое сопереживание с ним его интимного состояния, душевного, духовного, в котором отсутствует опыт познания другого субъекта органами чувств и моего личного духовного опыта. Интуиция-это тонкое проникновение в самую сущность, "непосредственное без основания доказательствами постижение истины".
Материалистическое мировоззрение рассматривает психику человека как деятельность организованной материи, которая ограничена системой нервной деятельности. Такое наблюдение связано с восприятием физических явлений, то есть в этом случае "я" познаю эти явления органами чувств. Но, если "я" наблюдаю чужой гнев, страх, это не значит, что "я" сам нахожусь под страхом смерти, или гневаюсь, или кто-то другой также ощущает страх или "делается богом", потому что эти переживания не касаются моей душевной жизни, которые не связаны с моим личным переживанием. Поэтому необходимо различать наблюдние за психическим состоянием, в виде физических эмоций другого человека, как предмет наблюдения, - это один момент познания, ощушать страх, как личное сопереживание в конкретнм психическом состоянии человека, общества, - это познание душевного состояния. Шелер считает, что чужие органические ощущения "безусловно связаны с определённым телом индивида" и поэтому они не могут быть восприняты другим индивидом, то есть чужая физическая боль не может быть моим переживанием. Потому что моя нервная деятельность должна рассматривается совместно с душевной, так как природа человека метафизична.
Поэтому следует особенно обратить внимание исключительно на разницу, в которых должна быть исключена опасность "психической заразы", например, когда "я" наблюдаю в другом человеке "страх смерти", или изменение в психике человека, ощущаещего себя "богом" или "Наполеоном". Психолог получает сведения из элементов психической жизни, отличных от элементов известных уже наблюдателю, т. е. и делает психологический вывод из собственной душевной жизни, так как наблюдатель(психолог) строит его в своём уме из элементов своей душевной жизни. Но главное подтверждение наличности непосредственного восприятия чужой душевной жизни не указывают, что одни и те-же переживания могут быть и моими и чужими. Потому что душа - это идея человека, но проявляем мы себя как конкретная, индивидуальная личность в пространстве-времени.
Современная Психология говорит, что человек воспринимая жизнь из среды, заражается такими чувствами, представлениями, стемлениями, какими живёт окружающая среда. Следуя этой теории, возникает опасность общественного недуга, обожествления общества, которое приведёт к критическим психическим расстройствам. Поэтому для обсуждения таких вопросов должно служить общее учение о восприятии субъектом чужой одушеаленности и чужой жизни. Поэтому на вопрос о психическом состоянии общества я призываю ответить психологов.