Театр — искусство живое. Каждый спектакль отличается от предыдущего и от того, который будет в следующий раз. И все, что происходит на сцене — это часть спектакля.
Михаил Ефремов обратился к зрителю, но до этого зритель первым обратился к Ефремову. И здесь есть разные варианты, не реагировать на это или реагировать. Сейчас становятся известны разные подробности. Одна из них связана с тем, что задержка на 30 минут, как я прочитал по официальным комментариям, была связана не с неготовностью актеров театра «Современник», а из-за того, что технически службы принимающей площадки не подготовились. Представьте себе, как нервничают в этой ситуации актеры: будет или не будет спектакль. Ничто, из увиденного мною в информационных сообщениях, не убеждает в том, что актер был в нетрезвом состоянии.
Тут очень много тонкостей, которые заставляют неоднозначно относиться к этой истории. Матерные слова мне не нравятся. Матерюсь ли я? Да, матерюсь. Борюсь ли я с собой? Да, борюсь. Бывает ли такое, что мат в искусстве необходим? Бывает. На все вопросы будут противоречивые ответы.
Допустимо ли такое поведение в абстрактной ситуации, определить невозможно. Бывает только конкретная ситуация. И в этой ситуации мы имеем возможность видеть не только начало спектакля, но и финал с аплодисментами, причем достаточно дружными. Ни один из зрителей не кричит: «Позор Михаилу Ефремову!». Ни один из зрителей не выходит и не возмущается произошедшим. Меня бы, возможно, если бы я был зрителем, могло это и возмутить. Но есть еще атмосфера зрительного зала, которая диктует особое и не всегда такое же поведение, как можно предположить по видео. Аплодисменты убеждают в том, что спектакль понравился тем, кто остался. Еще и цветы дарят актерам. Спектакль был сыгран от начала до конца, и Ефремов не сорвал его.
Комментарий принимается только если Вы – одна из двух этих сотрудниц Михаила Ефремова. Тогда вопрос, это Вы его за руль усадили?