Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Должна ли присутствовать цензура в искусстве?

ОбществоИскусство и культура+3
Ольга Филиппова
  ·   · 5,0 K
На Кью задали 1 похожий вопрос
Интернет-маркетолог, менеджер, социолог по...  · 4 нояб 2016

Нет. Уважение к уголовному кодексу - да. Возрастные ограничения - да. Дисклеймеры на билетах, афишах, при входе в культурное пространство о том, что данное произведение может быть неприемлемо для некоторых категорий лиц - тоже да.
Но если стоит 18+ и дисклеймер - делай что хочешь. Оскорбленных и недовольных никто силком не тащит на выставки и в театры.
Мое личное мнение, никому его не навязываю.
UPD.: Хотя, в конкретном споре Райкина с государством я на стороне государства. Если ты берешь у кого-то деньги (в данном случае у государства) на создание своего произведения - стоит учитывать его вкусы и пожелания. Хочешь делать что нравится тебе - бери деньги у того, с кем ты сходишься в видении искусства.

Кстати, логика насчет "брать деньги у государства", все же, думаю, несколько сложней. То есть, выходит, что... Читать дальше

Суть демократии в том, что мы - граждане, сначала делаем выбор , кто именно будет решать вопросы с Райкиным, а потом уже этот кто-то от нашего имени эти вопросы решает. То самое "твой голос важен" . А насколько я заметила, 60% граждан наплевать, кто там получит права на деньги и как ими распорядится. Так что все правильно. Мединскому право распоряжаться деньгами делегировал народ своим дествием и бездействием.

Россия, увы, не очень хороший пример для объяснения "сути демократии". "Суть демократии" отнюдь не в том, что некто, каким-либо образом набравший "рейтинг" становится "государством". Как минимум, существует Конституция, которая, по идее, должна ограничивать "царя горы". А там прямо прописан запрет цензуры, например.

Деньги государства- это деньги народа, налоги, которые народ платит. В том числе и Райкин. Поэтому понятия "деньги государства " не существует.

Ну как народ, который платит, относится к лгбт-экспериментам Райкина можно понять по наполненности залов на том же Ричарде третьем (которого я нежно люблю) у них и на сегодняшних спектаклях. Мне кажется, продуктивнее будет признать свой провал и экспериментировать в других направлениях, а не сетовать что налогоплательщики в лице зрителей в целом и Мединского в частности больше любят Бутусовские черные пальто, а не мальчика с каминг-аутом.

Уважение к уголовному кодексу - да

Итак, у вас есть замечательная статья "Оскорбление чувств верующих". Теперь любой, кто заявит, что искренне верит в финно-угорскую мифологию, может запретить все выставки, на которых есть картины с медведями. Потому что изображение медведя допустимо только на сакральных предметах при проведении ритуалов.

Или есть другая замечательная статья - про "возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства". Знаете, любой экспонат любой художественной выставки возможно подогнать под эту статью. Было бы желание.

На мой взгляд - это цензура. Потому что законы настолько неопределенны, что их можно толковать как угодно. И запрещать то, что не нравится толкователю. А толкователь у нас один - МВД. То есть государство.

"Теперь любой, кто заявит, что искренне верит в финно-угорскую мифологию, может запретить все выставки, на которых есть картины с медведями".
Вы хотя бы статью почитали бы, прежде чем о ней рассуждать. Из нее очевидно, что ваше утверждение неверно.

Вы хотя бы статью почитали бы, прежде чем о ней рассуждать. Из нее очевидно, что ваше утверждение неверно.

Статью читал. Указанное действие вполне подпадает под умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики.

УК РФ, Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий

  1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

  1. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

  1. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

  1. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Вот если некто организует выставку картин в явно неуважительной к обществу форме и с целью оскорбить верующих в фино-угорскую миологию... Но это еще надо будет доказать.

Меня поражает, как люди, ничего не понимающие в предмете обсуждения, любят высказываться об этом предмете с умным видом знатока.

Но это еще надо будет доказать.

Это субъективная сторона преступления. Что, разумеется, абсолютно нелогично. Что есть "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих"? Футболка с сатанинской символикой может быть таковой? Если она надета на человека и человек находится в общественном месте. Кто-то скажет - да, кто-то - нет. А футболка с такой же символикой, где участвует перевернутый и/или перечеркнутый крест? Тут уже двух мнений быть не может - налицо состав преступления. А в субкультуре, например, фанатов рока и металла таких примеров вы можете найти сотни, тысячи.

И это только с точки зрения христиан.
А так как всего человечество придумало за свою историю более 3000 богов... Ну вы поняли.

Меня поражает, как люди, ничего не понимающие в предмете обсуждения, любят высказываться об этом предмете с умным видом знатока.

Да, поражаюсь вместе с вами.

И снова умиляющая наивность. представьте себе , это определение включает в себя сразу два квалифицирующих признака, обладающих критериями объективности. Суд вовсе не на основании своих внутренних представлений оценивает мотив и контекст, а в соответствии с правилами, установленными в процессуальном кодексе. Общественно возмутительные действия оцениваютс я по их итогу. Если в результате действия общественность планировалось возмутить, и она в итоге таки возмущена, это "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу" А если в результате следствия установлено, что мотивом для действий послужило желание задеть верующих, то собственно деяние квалифицировано. Мотив также вполне установим. Юриспруденция не самая точная, но все же имеющая определенные объективные основы.

Web-разработчик с медицинским образованием  · 4 нояб 2016
Пока в обществе у нас не развиты навыки самоцензурирования, функцию цензора приходится брать на себя государственным институтом. Функция эта - очень важна, поскольку цензурирование того, что попадает в массовый эфир, - это... Читать далее
Если Вы поручите государству функцию цензора, то никакого развития навыков самоцензуры не будет никогда. Именно... Читать дальше
Инженер, пенсионер  · 4 нояб 2016
Нет, не должна! Есть общее законодательство о запрете пропаганды фашизма, призывов к насилию и т.п. Есть возрастные ограничения для отдельных фильмов, спектаклей и пр. Этого вполне достаточно. Право художника - говорить все... Читать далее
А вот в свободных и демократических странах принято защищать права всех граждан, а не только художников. И я очень... Читать дальше
Нет, нет и нет. Потому что - а судьи кто? мораль относительна, ничто не истина - все дозволено и десяток других цитат, с которыми я полностью согласна. Искусство - это не учебник хороших манер (хотя это учебник чего-то... Читать далее
о бо всём  · 4 нояб 2016
должна. и она есть и будет всегда. если мы общество - то нам нужен закон. а исскуство это новое, идейное, личное. любой урод нарисует святых в неприемлимов виде или за дейсвием неприемлимым, и заявит что это ЕГО ЛИЧНОЕ... Читать далее
1 эксперт не согласен
Нам действительно нужен закон. И одна из первых же статей Основного Закона страны запрещает цензуру.
Ответы на похожие вопросы
Нужна ли цензура в искусстве? — 6 ответов, задан 
Образование, искусство, философия  · 6 нояб 2021
Цензура обычно понимается как система запретов. Причём запретов, в основном, государственных. Однако это довольно сложная система.
Основанием её служит самоцензура художника. Художник может относиться к себе попустительски, мягко или строго. В первом случае произведение, чаще всего, выходит небрежным, халтурным. В последнем случае художник из-за массы самозапретов может так и не добраться до завершающей стадии формирования художественного образа. Баланс между тем, что я сам себе позволяю и тем, что не позволяю в творчестве является одной из главных проблем автора. Например, стихи А. Пушкина кажутся нам лёгкими, возникшими спонтанно. Но увидев его черновики, мы понимаем, что эта лёгкость - результат строжайшей самоцензуры.
На следующем уровне действует цензура референтной группы, мнение которой служит для художника системой отсчёта и источником формирования ценностных ориентаций. Не случайно художник стремится показать произведение близким людям, которые лучше других понимают его мотивации. Затем друзьям-художникам, которые разделяют его художественные позиции. На данном уровне цензура также достаточно строга. Но если на уровне самоцензуры художник руководствуется личными критериями красоты и правильности в искусстве, то на уровне референтной группы действуют профессиональные критерии того или иного вида искусства. Разумеется, так, как их понимает группа.
Следующий уровень цензуры - общественная цензура. Здесь уже действуют статистические закономерности. Кому-то произведение нравится, кому-то нет. И критерии этого "нравится" здесь сильно зависят от общего культурного фона. Например, известно, что первых импрессионистов публика резко не приняла. Культурный фон Франции середины 19 века был иным. Естественно, статистика накапливается со временем. Меняется и культурный фон. И отношение к тем же импрессионистам, например, в начале 20 века сильно поменялось.
На данном уровне цензуры (общественном) выделяются несколько слоёв. Один из них цензура государства. И здесь есть ряд особенностей. Прежде всего, критерии цензуры государственного уровня ориентированы на государственную идеологию (было бы странно, если бы это было иначе). Затем, данные критерии формализованы с тем, чтобы максимально не зависеть от субъективных суждений (идеологических колебаний) отдельных граждан. По причине их крайней формализации проводниками такой цензуры часто становятся чиновники, а не художники. Именно на этом уровне во множестве появляются запреты. Государство, в принципе, действует в основном с помощью запретов ("разрешено то, что не запрещено").
Теперь о субъективном отношении художника к цензуре. Если самоцензура художника строга, то групповая и общественная цензура воспринимается им как менее строгая, как расширение возможностей. Очень часто такой художник говорит себе: "Вы все меня хвалите, но я-то знаю, что я на самом деле сотворил". Если же художник по отношению к себе страдает попустительством, то все иные уровни цензуры воспринимаются им как ограничение творческой свободы.
Нужна ли цензура в искусстве? — 6 ответов, задан 
кинодокументалист, редактор, архивариус   · 6 нояб 2021
нет, не нужна.
более того, считаю - все рассуждения о том, что является "искусством", а что им не является, - совершенно вредными, если они ведутся с позиции силы и власти.
также не считаю, что нужна цензура в области комментирования и обсуждения искусства. если то или иное произведение вызывает некую реакцию - это совершенно нормально и естественно.
то есть, цензура - это не про искусство, не про вкус и не про мораль. но про возможность одних людей доминировать над другими и насильно загонять в рамки тех, кто в этих рамках не нуждается.
Нужна ли цензура в искусстве? — 6 ответов, задан 
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 24 нояб 2021
Безусловно, нет. Цензура - это идеологический, нравственный, финансовый и ценностный контроль государства над художником. Такой контроль запрещен законом. Государство - не определитесь ценности художественного произведения, государство - это прислуга художника, которая должна ему в зубах тапочки приносить и помогать ему работать, ну, хотя бы не мешать.
Другое дело - редактура. Это нужно. По многим причинам. Но у нас в России редактура настолько нелепа и настолько напыщена, что и ее лучше иногда обойти стороной.
Критик всегда должен понимать, что у художника есть, что ему на критику ответить. Пресловутая ранимость художника ничто, по сравнению с ранимостью критика. Эти никогда не забывают и не прощают ни одного меткого ответа в свою сторону:)
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Нужна ли цензура в искусстве? — 6 ответов, задан 
Хитросплетение логических цепочек.  · 29 дек 2021
Цензура в различных отраслях искуства была, есть и будет во все обозримые времена, во всех обществах и государствах. Именно цензура позволяет отделить искусство от чернухи, безвкусицы и откровенного надругательства над мозгом.
Нужна ли цензура в искусстве? — 6 ответов, задан 
История, искусство, эволюция, человек  · 6 нояб 2021
Совершенно необходима. Цензура непрерывно присутствует и всегда присутствовала. Если кто-то из деятелей искусства почитает себя "свободным", это означает, что он глуп или наивен..
Искусство это одна из разновидностей СМИ. Власть использует искусство как один из инструментов достижения целей воспитания социума.
Художник делает только то, что купит рынок, закажет власть или то, что есть следствие вложенного в его мозг социумом в процессе воспитания... Самостоятельно думающих людей ничтожно мало, а в искусстве их исчезающе мало. Сегодня таковых в искусстве нет совсем.
Искусство способно влиять на людей, поэтому этот процесс влияния не может быть оставлен на самотек. Он всегда и без всяких исключений контролируется властью, если власть сильна и управляет социумом.
Так и должно быть. Воспитывать социум следует осознанно.. В ином случае его будет воспитывать враг.. Никто не свободен...
1 эксперт не согласен