Основание города является условной датой, поскольку до сих пор в науке нет абсолютно четкого определения, что же является городом.
Если взять классическое определение понятия город, то это некое пространство компактного проживания относительно многочисленного населения с определенными признаками, основным из которых является огораживание, отделение от окрестностей, то есть наличие внешних стен.
Признак не единственный, например еще существует признак монументального строительства, общественных пространств, планирования в городской застройке и т. д., в связи с чем например Аркаим и часть наиболее древних поселений Ближнего Востока к городам не относится, либо оспаривается.
Так же там, где это возможно, существенным и однозначный основанием для определения даты основания города является первое упоминание поселения как город в письменных источниках.
В связи с идеологической коньюнктурой, существенная часть городов по всему миру, в связи с принципом всяк кулик свое болото хвалит, пытаются удревнить.
Не избежал данной участи и Киев, где за основание в 430 г. Н. Э. было взято очень позднее произведение нарративного характера 16 века за авторством польского писателя и дипломата Матея Стрыковского, что он читал некую древнерусскую летопись от 11 века, которую вывез польский король из Киева, что город был основан в 430 году. Естественно это не подтверждено ничем и напрямую противоречит данным археологии.
По факту первое письменное упоминание о Киеве датируется 10 веком как хазарский этноним Qiyyob в так называемом "Киевском письме", где еврейская община Киева просит собрать деньги для выкупа из долгового рабства одного из своих членов.
Это согласуется как с археологией, что процесс укрупнения поселений начиная с 8 века Н. Э. закончился в 10 веке, так и с письменными источниками по хазарскому каганату.
Сам по себе процесс возникновения городов за редкими исключениями науке известен и одинаков как минимум начиная с железного века.
Это в подавляющем большинстве случаев торговое поселение, грубо говоря логистическая точка на торговом пути, которая катализирует компактное проживание, развитие промышленности (в данном случае ремесел), богатство и субъективизацию.
В средневековье в основном - это изначально некий феодал возводит укреплённый пункт для контроля торгового пути, а рядом с ним располагается зачаток города в виде практически всегда существующего поселения/поселений, на основе которых и осуществляется торговля, со временем с ростом протогород уже самостоятельно обносится стенами и со временем уже город зачастую может стать самостоятельным феодалом, как это было в Европе, на Руси - яркий пример - это Новгород с Рюриковым городищем.
Поэтому, сопоставляя все данные, можно реконструировать наиболее адекватный сценарий становления Киева как города:
Хазарский каганат возвёл небольшую крепость рядом со славянскими поселениями, которые с ростом и объединением переняли название и в дальнейшем в связи с активизацией пути из варяг в греки и экспансией скандинавов - стал идеологической метрополией древнерусского государства и самым крупным городом на Руси.
Это самая обоснованная гипотеза, которой необходимо археологическое подтверждение, как в случае с Рюриковым городищем, что довольно проблематично, как в связи проблемами раскопок в городской застройке, так и к сожалению с плачевным состоянием украинской археологии.
Безотносительно самого процесса возникновения города, данные как письменных, так и археологических источников однозначно указывают на 10 век Н. Э. как на дату перехода в городской статус поселений на месте современного Киева, что делает его одним из древнейших городов в регионе.