Наслаждение действительно в той или иной мере является следствием соприкосновения с прекрасным, но не всегда его целью. Более того, стоящие шедевры мировой культуры, как правило, несут в себе определенный посыл, и не всегда этот посыл вызывает у нас наслаждение.
Возьмем, к примеру, "Повелителя мух" Голдинга или "Превращение" Кафки. Картины, рисуемые автором, вряд ли вызовут у вас эстетическое наслаждение, а между тем, эти книги обращают наше внимание на проблемы, (увы)не утратившие актуальности и по сей день. "Отвратительность" некоторых сцен только усиливает необходимое впечатление.
К слову, не так давно я готовила работу по произведению Франка "Із секретів поетичної творчості" ("Из секретов поэтического творчества"), где автор, помимо прочего, раскрывал тему эстетики в произведениях, акцентируя внимание на том, что красота в самом прямом и посредственном смысле этого слова никогда не являлась целью искусства и книг в частности. Его истинное предназначение - передать посыл, всколыхнуть наше воображение и чувства, заставить задуматься. Однако, все это, конечно же, не исключает факта, что настоящие шедевры могут вызывать в нас и приятные ощущения. В конце концов, искусство многогранно.