Недавно я увидел фотографию Земли, снятую «Вояджером», который запустили еще в семидесятые. На этом снимке Земля крохотная, в один пиксель. Смотришь на нее и понимаешь: всего один пиксель — на нем какие- то люди, кто-то враждует, кто-то стремится к какому-то успеху... Это дает очень хорошее ощущение пропорций. Лет до сорока или даже больше у меня было чувство, что вот-вот передо мной откроется какя-нибудь дверь и мне оттуда скажут: «Саша, что ты здесь делаешь? Пойдем, мы возьмем тебя с собой, в лучшее будущее».
С возрастом я понял, что мир такой огромный, а человек такой маленький, что никто ни к кому никогда с таким сообщением не придет и никто никого никуда не позовет. И очень хорошо. Потому что, с другой стороны, мир такой огромный, а ты такой маленький, что никто на самом деле не может запретить тебе делать то, что ты хочешь. Так что к пятидесяти годам я осознал: можно просто жить и делать то, что тебе нравится. Эта мысль перевернула мое сознание.
После пятидесяти я понял, что самое главное — двигаться. Не сидеть на месте. С возрастом я стал более требовательным к деталям, научился вкладывать в них силы, время и внимание. Приятная жизнь складывается из мелочей.
Сейчас я умею испытывать искреннее счастье и радость, даже если для этого нет каких- либо особенных внешних поводов. После пятидесяти я научилась принимать реальность и испытывать удовольствием от жизни, как она есть.
Что я могу? Сегодня я могу принимать решения в более широком диапазоне. В 35 лет мое сознание было намного более ограниченным. Сейчас этих границ нет.