Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что важнее: наука или культура?

ТехнологииИскусство и культура+2
Александр
  ·   · 7,6 K
физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист...  · 30 мар 2018

Если понимать "культуру" в широком смысле слова, то наука является частью культуры ровно в той же мере, как и умение лепить горшки из глины, или предпочитаемые гигиенические процедуры после визита в туалет. Целое всегда важнее любой своей части.

Если понимать "культуру" узко - в контексте искусства и пр., то это явление (как и культура в широком смысле) возникло ещё на заре человеческой цивилизации. Материальная культура - не позже раннего палеолита: еще до появления не то что современного человека как биологического вида, но даже до появления эректусов (питекантропов). Искуство появилось в позднем палеолите (раньше нет материальных подтверждений) и расцвело в неолите. Хоть так, хоть эдак, но цивилизация возникла задолго до появления науки и сотни тысяч лет прекрасно обходилась без нее. Но ни одно человеческое общество не существовало без культуры в широком смысле, а начиная с неолита - и без культуры в узком смысле. Без науки человечество может жить и жило, без культуры - не может.

Сам автор в комментариях интерпретирует свой вопрос как "важнее научный прогресс, или культурный?". 

  • Для начала, это совсем другой вопрос. Человечество не существует без культуры (а без науки может кое-как обойтись), но это совсем не значит, что ДАЛЬНЕЙШИЙ "культурный прогресс" непременно важнее научного. 
  • Во-вторых, неясно, что подразумевается под культурным прогрессом? Если техника живописи (просто как один пример из многих аналогичных), то такой прогресс не имеет значения за пределами самой живописи, а зачастую ещё и просто неинтересен большинству населения. Если же речь о совершенствовании общественных отношений, то такого рода культурный прогресс однозначно важен для всего общества, как минимум, по двум причинам: 1) влияет на качество жизни людей, 2) позволяет обществу приспосабливаться к техническому прогрессу, связанному с научным.
  • Наконец, непонятно, "важнее для чего именно?" Для технического прогресса, повышения производительности труда, преодоления ограниченности ресурсов? Для познания объективных законов природы, принципов устройства общества, развития медицины, полетов в ближний космос и к звёздам? Тут без научного прогресса не обойтись, а без культурного - как получится. Часто культурный прогресс для решения подобных задач не обязателен. И обратная ситуация, когда цель лежит в сфере общественных отношений. Например, если целью является предотвращение убийств и рабства.
Под культурный прогрессом следует понимать распространения знаний о классическом и современном искусстве средине... Читать дальше

Большинство человечества прекрасно обходится без знаний о классическом искусстве и не нуждается ни в каком их "распространении". Кто нуждается, тот легко их сам найдёт. Все это в равной мере касается как умных, так и дураков.

Что же до привлечения дураков и посредственностей к творческой деятельности, то ничего хорошего это не даст. А это и есть большинство людей. И это не исправить никаким образованием, ибо отсутствие способностей имеет биологическую природу. Если нечего развивать, то ничего и не разовьется. Надо дать всем качественное школьное образование и доступ желающим к высшему. А дальше пусть уж сами люди и их потенциальные работодатели / заказчики решают, могут ли первые заниматься творческой деятельностью, или хотя бы не творческой, но сложной в плане принятия верных решений, или им уместнее работать дворником, например.

Я не говорил о том, что творческой деятельность будут заниматься посредственности. Не надо передёргивать.

И ещё я бы хотел услышать аргументы по поводу того, что «большинство человечества прекрасно обходится без знаний о классическом искусстве и не нуждается ни в каком их "распространении"». Этот тезис выглядит очень сомнительным и требует более развёрнутого раскрытия ваших мыслей.

Я не говорил о том, что творческой деятельность будут заниматься посредственности

А я не говорил, что вы это говорили. Я указываю на наличие естественного биологического ограничения на пути расширения числа вовлеченных в творческую деятельность и при этом приносящих реальную пользу. На мой взгляд, достаточно убрать барьеры на пути получения образования. Первый - это обеспечение необходимой базы (обязательное и качественное школьное образование). Второй - доступность высшего для всех, или, как минимум, для всех, доказавших наличие способностей. Ещё можно повысить престижность творческого труда, включая размер материального вознаграждения. Но тут издержки могут превысить отдачу, если хлынут дураки и посредственности. Поэтому желателен не максимум, а некий оптимум (бог весть, где именно) и привязка к результату, а не просто к факту "творчества".

Во всех развитых странах все это более-менее сделано. И трудно что-то принципиально улучшить, повысив "вовлеченность" способных. Либо они вовлечены, либо им не интересно. А интересно зарабатывать деньги на бирже, или лежать на диване, например.

хотел услышать аргументы по поводу того, что «большинство человечества прекрасно обходится без знаний о классическом искусстве и не нуждается ни в каком их "распространении"»

На мой взгляд, это - очевидный факт, не требующий аргументации. Искать мнение "авторитетов" (а это кто?) или статистические данные (а как они должны выглядеть?) не собираюсь. Если для вас это не очевидно, то пусть так оно и останется. Классическая культура сегодня доступна хоть в Африке - через интернет. Кому интересно, тот приобщился. Большинству не интересно / малоинтересно. А на материальные условия жизни классическое и прочее искусство вообще никак не влияет.

Вопрос не в том, что классическая культура интересна или не интересна, вы говорили, что большинство прекрасно обходится без этих знаний. Обходится кто-то там в Африке и обходится, но не было бы лучше, что эти знания распространяли, не было бы лучше, чтобы люди становились образованными и многогранно развитыми личностями (а этот путь без освоения наследия прошлого невозможен). В этом и состоит культурный прогресс: в том, что люди становятся более образованными и культурными.

но не было бы лучше, что эти знания распространяли

Что толку в "распространении" чего бы то ни было среди тех, кого не интересует распространяемый контент? 

А если вы так уж уверены в благотворности "распространения", то что вам мешает? Тратьте свои силы, время и деньги. Распространяйте на здоровье. Или вы хотите распространять за чужой счет? Ну, так я, например, против.

не было бы лучше, чтобы люди становились образованными и многогранно развитыми личностями (а этот путь без освоения наследия прошлого невозможен). В этом и состоит культурный прогресс: в том, что люди становятся более образованными и культурными.

Во-первых, вы преувеличиваете благотворное влияние искусства. Среди эсэсовцев, охранявших лагеря уничтожения, были и любители классики.

Во-вторых, чтобы все возлюбили классику (и вообще искусство) надо значительную часть (скорее, большинство) всех заменить на каких-то других. Может вы позволите другим людям быть собой и любить / не любить то, что им хочется? А уж они, так и быть, позволят вам обожать классическое искусство и приобщаться к нему. Собственно, вам-то никто не мешает, но вы почему-то пытаетесь установить диктатуру даже не искусства, а какой-то одной его части. Все должны приобщиться к ней и возлюбить. А с какой стати, собственно? Воспитывайте своих детей, если они это позволят, а человечество уж как-то обойдется без вашей непрошенной "помощи".

Я не преувеличиваю благотворное влияние искусства. А ваш пример просто одно из исключений, а исключения есть всегда, но общий нравственный уровень в культурно образованном обществе, безусловно, повышается.

И ещё мне непонятно, почему вы так решительно отделяете классику от соверенного искусства — я готов говорить только об них в совокупности, а эти ваши мифы про то, что большинство не любит классических произведения, хотя прекрасно усваивают их в школе, оставьте для кого-нибудь другого. Кстати говоря, классику и не надо любить, её надо просто в обязательном порядке изучать в школе и университете.

Все сказанное выше в равной мере относится к любой части искусства и к искусству в целом. С тем лишь отличием, что какие-то виды и формы "искусства вообще" хоть как-то интересны почти каждому человеку. Если верить Стругацким, то даже у кадавра нога подергивалась в такт музыке. 

Классику я выделял лишь потому, что именно ее выделили изначально вы. Не имею ничего против этого направления или пласта, равно как и ничего особо "за". 

классику и не надо любить, её надо просто в обязательном порядке изучать в школе и университете.

Вам надо - вы и изучайте. Мне не надо было в школьные годы и я против поголовного навязывания любого "искусства", да еще за счет денег налогоплательщиков. Как факультатив - бога ради.

И ещё. Не вижу смысла в продолжении этой затянувшейся дискуссии. Ответ я дал, в комментариях уточнил. Вас переубеждать не собираюсь. Слушать ваше мнение по данной теме лично мне - совсем неинтересно: я вопроса не задавал. На ваши возможные дальнейшие комментарии отвечать не намерен.

Хорошо, что вы выразили ваше мнение по поводу школьного образования, теперь мне понятен ваш скептицизм и ваше неверие в силу искусства. Действительно, с человеком, который хочет сделать изучение классических произведений факультативом, говорить не о чем.

Вы бы ещё предложили математику в школе не изучать, а вынести её факультативом. Идеи равные по абсурдности. Если вам не нравится литература, то это не значит, что без неё можно обойтись.

Эволюционный психолог, управление стрессом...  · 30 мар 2018
Наука  и культура это вещи взаимосвязанные,если культуру воспринимать не ,как некое "каля-маля,а исключительно, как процес образования.Ну,а какое образование может быть без науки? В своё время Гегель     предположил ,что за США... Читать далее
Психологическая поддержка, ВИЧ и хронические заболевания. Платно. Увы.😎 Перейти на api.whatsapp.com/send
Музыкант и художник  · 30 мар 2018
И то и то важно. Наука имеет практическое значение. Она более менее объективно описывает мир и улучшает нашу жизнь через открытия  и изобретения. Культура же привносит некий смысл в нашу жизнь, она описывает не объективную... Читать далее

Я не понимаю: кто ставит дизлайки, всё правильно сказано, эти люди хотят услышать, что что-то одно важно что-ли?

Преподаватель, управленец  · 1 апр 2018
Отвечаю, исходя из наблюдаемой дискуссии. А она такова, что отвечающие в большинстве своем критикуют автора вопроса за некорректную его постановку, последний же недоумевает, отчего столь логичный вопрос вызывает замечания... Читать далее

Как культурологу, этот ответ на такой вопрос кажется мне наиболее корректным

Мining (добыча полезных ископаемых). христианин.  · 30 мар 2018
Аристотель говорил: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».   Наука помогает организовать человеческое общество технически, облегчить ему жизнь, привнести в неё комфорт... Читать далее
Системный администратор, философ, искатель...  · 3 апр 2018
Вопрос поставлен не верно. Вопрос примерно такого толка - что важнее дочь или сын? или какой палец любишь больше? На него нельзя аргументированно ответить - это неотъемлемые и взаимосвязанные части жизни, важность которых... Читать далее

Сын и доч - это наука и искусство. А культура - это их пама или мапа или родитель))

Музеолог  · 1 апр 2018
Наука и культура вещи очень тесно взаимосвязанные. Культура в широком смысле - все, созданное человеком, и поэтому наука - часть культуры (сказано раньше). Если понимать, что культура - это искусства и духовная сфера, то и тут... Читать далее
юрист, начинающий философ и любитель истории.  · 30 мар 2018
Культура, на мой взгляд, важнее уже только по той причине, что совокупность объектов культуры включает в себя и ряд научных достижений. Множество изобретений можно отнести к культурным ценностям. Хотя в первую очередь, говоря о... Читать далее
Патологический меланхолик.  · 30 мар 2018
Ваш вопрос подразумевает то, что эти понятия если не противоположны, то находятся в некоторой конфронтации. На самом деле эти понятия совершенно из разных сфер человеческой жизнедеятельности. Так что ответа на ваш вопрос не... Читать далее
Вопрос не предполагает то, что они находятся в конфронтации. Вопрос подразумевает то, что важнее для общества:... Читать дальше
Пользователь TheQuestion  · 14 апр 2018

Наука—это мозг человечества

Культура—это сердце общества

То есть,эти сферы равнозначны с появлением науки появляется и культура.

Да и хотелось бы по точнее узнать о значении культуры в этом вопросе.