Бог через пророка Иеремию говорит: "Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною - как Содом, и жители его - как Гоморра" (Иер. 23,14). Таким образом, Господь видит в пророках Иерусалима подобие Содома, а в жителях Иерусалима подобие Гоморры. Но в чем это подобие выражается: в прелюбодеянии, лжи и в поддержке злодеев? Так ведь и во все времена, и сейчас можно наблюдать то же самое. В чем же тогда на самом деле заключался содомский грех?
В книге Бытия, в 19 главе описывается как пришли два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома (Быт. 19,1). Лот упросил их прийти в дом к нему, не зная, что оказывает гостеприимство Ангелам (Евр. 13,2). Слух о приходе к Лоту двух молодых красивых юношей в образе которых являлись Ангелы успел распространиться по всему городу, и вот жители его, от молодого до старого, движимые отчасти праздным любопытством, а еще более преступными намерениями, собрались к дому Лота. «и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их…» (Быт. 19,4-6). Здесь видно, что поведение содомлян было весьма вызывающим по отношению к самому Лоту и еще больше к его гостям. Слова: «да познаем их», имеют в Библии весьма определенный смысл (Быт. 4,1...), выражающий мысль о половом акте. Вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращенности их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после техническое наименование «содомского греха», говорит проф. А. П. Лопухин. Поэтому вполне естественно, что гости Лота, отличавшиеся молодостью и красотой, могли с особенной силою возбудить похотливые желания содомлян. Апостол Иуда (не искариот) говорит в своем послании: "Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример" (Иуд. 1,7).
Лот был пришельцем среди содомлян и своей праведной жизнью обличал их беззакония. Когда же он осмелился увещевать их, говоря: "...братья мои, не делайте зла" (Быт. 19,7) и старался помешать их гнусным намерениям, даже предложил вывести к ним своих двух дочерей, которые не познали мужа, тем самым стараясь обличить содомлян в их противоестественном и постыдном пороке и оградить своих гостей от поругания. От этого негодование нечестивцев на Лота возросла многократно, так что они говорили: "...вот пришелец, и хочет судить…" (Быт. 19,9). Лот, живя между людьми неистово развратными, изрядно был утомлен общением с ними, мучаясь каждый день в праведной душе своей, видя и слыша дела беззаконные; поэтому Господь избавил от искушения этого праведника, а беззаконников соблюл ко дню суда, для наказания (2 Пет. 2,7-9).
И все же, за какие грехи Бог осудил на истребление города Содомские и Гоморрские, превратив их в пепел, показав пример будущим нечестивцам (2 Пет. 2,6)? Ведь во все времена, как и сейчас встречаются противоестественные пороки деторастления и мужеложства. Вероятно дело в том, что данные пороки стали носить массовый характер, и признавались нормой. содомляне не пытались скрывать своего противоестественного влечения, но напротив, они превозносились своим грехом открыто, как и пророк Исаия говорит: "Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло..." (Ис. 3,9). Более того, они были уверены в своей безнаказанности, они знали праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делали, но и делающих одобряли (Рим. 1,32); они похвалялись в сердце своем, говоря, что будут счасливы, несмотря на все свои беззакония, да не погубит грешник безгрешнаго (с собою) (Втор. 29,19). То есть, они полагали, что Бог не погубит весь город погрязший во грехе вместе с праведным Лотом. Так и Авраам выспрашивал у Господа: ...неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?... ...не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Быт 18,23-25). Он спрашивал о пятидесяти праведниках: "...неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?..." (Быт. 18,24), потом подобным образом спрашивал о сорока пяти праведниках, потом о сорока, о тридцати, двадцати и наконец, о десяти: Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти (Быт. 18,32). Но Господь отделил Праведного Лота и его семью от нечестивцев, тем самым спас Лота а содомлян предал суду.
Какова причине такого нравственного падения содомлян? Апостол Павел говорит в своем послании к Римлянам: Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою... ... Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы... (Рим. 1,18-32)