То есть, о правах нижних.
Ощущаю четыре фазы развития человечества: три и одну.
Фаза первая — самодержец: верхний что ему угодно делает с нижними. Верхний откровенно живёт ради себя, а нижние должны обслуживать верхнего.
Фаза вторая — царь-отец: заигрывания верхнего с нижними — мол, для вас стараюсь, я ваш благодетель, обслуживайте меня — это, мол, в ваших же интересах. Верхнему, хоть он по-прежнему хозяин пространства, приходится считаться с понятиями нижних. Иначе другие претенденты на верха охмурят нижних и типа от их имени свергнут нынешний верх.
Фаза третья — слуги народа: выборные верхние. Всё перевернулось: теперь, мол, нижние правят, а верхние, они из нижних же, но лучшие из них, те, кто способен позаботится о благе нижних. И всё бы хорошо, если бы это не было фикцией. По сути это всё та же вторая фаза, но номинально все равны.
Фаза четвёртая — народовластие, но четвёртой фазы никакой нигде пока нет. Не нашёлся пока такой управленец-организатор, чтоб не дал волю своей порочности и не использовал бы свою верхность, чтоб посмаковать прелести своего самодержавия.
Что такое политическое сознание, хорошо иллюстрирует анекдотец из СССР: в восемь утра в битком набитых автобусах-трамваях едут на работу хозяева жизни, а парой часов позднее на собственных авто — слуги народа.
Политика — это про то, что есть власть: кто кого обслуживает и кто кого должен обслуживать. Кому эти материи до лампочки, тот вне политики.
Формула успешной жизни вне политики известна: вся власть от бога. То есть, как есть, так оно и должно быть. Как только некий индивид позволит себе в этой правде усомниться, так, можно сказать, в нём просыпается политическое сознание.
Политическое сознание нужно в себе обнаружить: когда вам, например, не доплачивают или вообще живут за ваш счёт, вам каково? Если вас в бытовом плане это задевает, то заденет и в государственном масштабе. Достаточно проанализировать, выполнены ли верхами обязательства перед низами. И есть ли вообще такие обязательства.
Если идти глубже, то политическое сознание у того, кто понимает, что никакого верха и низа тут не должно быть, ибо и гласно, и писано заявляется равенство.