Философы давно заметили, что человек основываясь на собственные интеллектуальные возможности в состоянии открывать многие так необходимые (для человека и науки) – идеи принципы, понятия, знания, истины. Разумеется, все это становится возможным из существования в человека врожденного разума и вытекающего из него соответствующих способностей. Как в связи с этим не сослаться на немногословное, но емкое и точное определение метафизики, представленное немецким философам Иммануилом Кантом. Согласно ему, метафизика, «есть… познание a priori, или из чистого рассудка и чистого разума».
Для древнегреческих философов она являлась главным «инструментом» (и методологией) философского познания. Философ Платон говорит о том, что при помощи одного лишь мышления можно познать многие философские истины…
О том же в сущности и мыслить древнекитайский философ Лао Цзы. Удивительно, но факт есть то, что их (и их современников) отделяет тысячи и тысячи километров, и о какой-то коммуникации (как мы ее обычно понимаем) между ими не может быть и речи. А он (в сущности) мыслить так же, как и Древние Греки: «Не выходя со двора, пишет философ, — можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]».
Итак, на чем метафизика основывается?
Для объяснения того, они ссылаются на то, что душа в сущности самодостаточна. Она <определенно> и объективна и необходима, поскольку в своих глубинах (основаниях) отождествляется с соответствующей действительностью <всего> мира. В ней находится разум, а это не только тот разум, о котором мы обычно помышляем. Ведь в душе неким глубинным образом представлен всеобщий разум и вместе с тем и вся Вселенная, но опять же неким идеальным и потенциальным образом. «Вот… я считаю, пишет Спиноза, — человеческое тело частью вселенной. Что касается человеческой души (mens), то и её я тоже считаю частью вселенной. Ибо я признаю, что в природе существует также и бесконечная способность (potentia) мышления (cogitandi), которая, поскольку она бесконечна, содержит в себе объективно (…) всю природу и отдельные мысли (cogitationes) которой развертываются таким же образом, как и сама природа».