Левое евразийство (1927-29гг)- это течение внутри идейно-политического "пореволюционного" евразийского движения. Евразийство (1921-1938гг.) было попыткой части русской эмиграции осознать причины социалистической революции и Гражданской войны. При этом евразийство одновременно представляло собой часть т.н. "цивилизационной" школы, русской философской и историософской мысли, наряду со славянофильством, неославянофильством, византизмом и некоторыми видами народничества. Основные положения евразийства (позднее "правого евразийства") сводились к следующему:
Россия - это многонародная цивилизационная общность с особой евразийской цивилизацией и культурой. Россия - это не Азия и не Европа, а Евразия - самобытный цивилизационный синтез.
Российская цивилизация формировалась путем наложения друг на друга трех культурных влияний - византийского, монгольского и европейского. Первое влияние дало России идею верховной власти, христианство, письменность, второе - государственность, централизацию, военную и финансовую структуру, идею преемственности (Россия вобрала в себя все народы, которые исторически подчинялись Золотой Орде).
Россия представляет собой единую непрерывную евразийскую государственность, начиная с Древней Руси и заканчивая СССР. Разные государства на территории России, начиная с образования империи Чингисхана, руководствовались примерно схожими географическими и социальными принципами устройства.
С религиозной точки зрения Россия представляет собой сочетание христианства восточного образца (Православия) с бытовым исповедничеством - проникновением религии глубоко в народную почву, слияния религиозного начала с русским культурным началом.
С этнической точки зрения Россия представляет собой "симфоническую личность", в которой все народы объединяются вокруг русского народа в единой культурной симфонии на евразийских началах соборности и братства.
С историософской точки зрения российское развитие было плавным и последовательным, но европеизационная волна (3-я культурная волна), осуществив необходимую модернизацию, принесла с собой культурное рабство России у Европы. Революция по мысли евразийцев покончила с зависимостью от Европы и в этом осуществила свое положительное значение. Отрицательное значение революции евразийцы видели в том, что марксизм был европейским заимствованием и в отказе СССР от религии.
С социально-политической точки зрения идеалом евразийства было "государство правды" (Шахматов) или гарантийное государство (Алексеев), то есть государство, организованное народом и гарантирующее ему социальные права. В этом смысле опыт СССР 20х годов по мысли евразийцев должен был быть даже расширен.
С точки зрения политического строя, евразийцы увидели в СССР осуществление двух позитивных принципов, которые они посчитали всемирно-историческими - идеократии (принцип отбора правящего слоя не по имущественному признаку, а по признаку идейного отбора) и демотии (органической многоступенчатой демократии). Следующим шагом, как они считали, будет должное развитие и разграничение этих принципов.
С точки зрения социально-экономического устройства, евразийцы были объективно близки к реальности современного Китая. Их идеями были государственно-частная система хозяйства, автаркия (континентальная ресурсная замкнутость и независимость от внешней торговли) и функциональная собственность (принцип собственности, когда независимо от владельца собственность может служить только общественному целому). Евразийцы решительно отвергали абсолютную частную собственность капиталистического государства с её идеей абсолютной принадлежности отдельному собственнику части общего. По их идее только государство, организованное на принципах общественного контроля решает - оставить собственность у отдельного лица или забрать её, если это лицо разрушает общественное благо. Точно так же евразийцы не считали государственную или общественную собственность панацеей, указывая, что и эти виды собственности могут понять себя как абсолютные и ничего кроме вреда для общества они тогда не принесут). Государственной и общественной собственности должны были по мысли евразийцев принадлежать промышленность и инфраструктура, а сельское хозяйство и торговля могли быть как частными, так и общественными или государственными по субъекту собственности.
Евразийцы выступили решительно против монархистов, националистов, нацистов и фашистов русской эмиграции, за что их издательства и члены их движения несколько раз подвергались террористическим нападениям. Их разоблачали как "агентов Москвы", из их движения вышли некоторые члены, посчитав его "государственнопоклонством" и "азиатчиной". Г.В. Флоровский, бывший член движения, разочаровавшись в евразийстве написал статью "Евразийский соблазн", в которой обличал евразийство за то, что оно придает большое внимание историческому развитию общества и якобы, отрицает личное начало. Впрочем, Флоровский заявил, что история человечества вообще не имеет смысла.
Теперь - о том, чем левые евразийцы отличались от евразийцев вообще. Левые евразийцы стали развивать свои собственные взгляды в 1927 году. В 1928 году они стали издавать газету "Евразия". Суть расхождений левых евразийцев и правых (основателей евразийства), заключалась в следующем:
Правые (или классические) евразийцы считали, что положительные черты революции Октября 1917 года были завершены. И они считали, что большевики должны уйти и уступить власть им, евразийской партии. Для этого ряд евразийцев ездила нелегально в Советскую Россию и пыталась пропагандировать идеи евразийства, уповая на внутренний переворот в партии ВКП(б). Левые евразийцы призывали понять, что большевизм - это надолго и поэтому они открыто становились на сторону СССР.
Правые евразийцы экономически выступали за государственно-частную систему хозяйства, а левые евразийцы признали хозяйственную
систему СССР, то есть социализм.
В итоге часть левых евразийцев разочаровалась в идеях СССР, а часть вернулась в СССР (и была там репрессирована). Но вообще идеи левых евразийцев опередили время и даже предвосхитили появление внутри марксизма таких теоретиков как Ю. Семенов (который в своей "Философии истории" попытался осуществить синтез классового и цивилизационного подхода через идеи Н.Я. Данилевского). Сам я был долгое время левым евразийцем, сейчас я вижу, что левое евразийство как идея организации жизни российской цивилизации себя исчерпало. Наступает новая всемирно-историческая эпоха, в рамках которой цивилизационный принцип (все равно важный) будет реализовываться через противостояние социальное и культурологическое (но не ценностно-культурное). Будущий социализм и коммунизм вберут в себя идеи цивилизационного подхода и преобразят их.