По-простому, фрод (с англ. fraud, «обман») — это когда нехороший человек оплачивает услуги ворованным платежным средством. Обычно это — кредитная карта, но иногда Фрод бывает и с PayPal.
Фрод на практике
Рассмотрим практический пример Фрода:
- Степан — обычный человек. Доверчивый, немного наивный. Предложения увеличить доход на 10 сантиметров в месяц задевают Степана за больное место, и он оплачивает курс по увеличению дохода. Но он не учел, что сайт, на котором он производил оплату, — небезопасный, и данные его банковской карты перехватываются мошенником.
- Мошенник ищет способы «слить» полученные деньги, находит продавца и покупает у него продукт за $100 с украденной карты. Совет 1: всегда хорошо иметь anti-fraud систему, которая определит Мошенника и не позволит ему даже совершить оплату на сайте.
- Продавец — еще зеленый новичок, поэтому любая продажа для него — шампанское и овации. Он еще не верит во Фрод, поэтому идет к своему поставщику и покупает продукт за $80, который позже продает мошеннику, не имея ни малейшего понятия о том, что он на самом деле мошенник, а деньги ворованные. На первый взгляд, продавец заработал $20 и всё хорошо. Увы, ненадолго. Совет 2: без тщательной проверки платежа нельзя рассчитываться с партнерами.
- Прошел месяц и Степану что-то невесело — доход не увеличился, а даже наоборот — деньги с банковской карты активно пропадают. Степан нервно смотрит выписку по счету и пытается понять, куда же деваются его кровно заработанные: «Так, это $100 за курс по увеличению дохода, это $20 за ужин в ресторане… А это еще что за $100? В это время я спал, я не мог совершить этот платеж, да и не заказывал я кроссовки на Амазоне!»
- Степан в панике бежит в свой банк и слезно просит вернуть деньги.
- Банк удовлетворяет заявку — налицо несанкционированная активность с банковской карты их клиента. Банк запрашивает принудительный возврат средств (чарджбэк) со счета продавца ($100), а также взимает комиссию $20 за то, что произошел чарджбэк. Совет 3: в обязанность продавца входит проверка платежа на мошенничество, а если будет факт мошенничества — банк взимает штраф. Банк почти всегда удовлетворяет заявку клиента (чарджбэк).
Итоги истории:
- Степан счастлив, потому что получил свои деньги назад и может найти новый курс для увеличения дохода.
- Банк выполнил заявку клиента, повысил свою репутацию в его глазах и выполнил требования AML/KYC/CIF политик (см. ниже).
- Платежный процессинг сделал себе пометку о том, что продавец, которого он обслуживает, допускает мошеннические платежи и может быть сам замешан в мошенничестве. Через N подобных случаев платежный процессинг просто откажется предоставлять услуги этому продавцу.
- Поставщик заработал денег на заказе продавца, он не обязан делать возврат. Защита от мошенничества — проблема продавца.
- Мошенник получил возможность получить продукт бесплатно (то есть, за чужие деньги).
- Ну а продавец несет $200 убытка ($80 поставщику, $100 вернулись Степану и $20 — штраф банка). В целом, продавец в этой истории выглядит примерно так: