Электронный аукцион в закупках - соревнование поставщиков за подряд заказчика. В рамках процедуры участники снижают цены, а не повышают, как в классическом аукционе. Контракт от заказчика получит тот, кто предложит самую низкую.
Правила проведения
Обычный аукцион проходит вживую. Заказчик и участники собираются в одном помещении, а затем поставщики по очереди озвучивают свои цены.
Электронные же аукционы проходят на электронных торговых площадках. Главная особенность - взаимодействие между поставщиками проходит анонимно. Участники не знают с кем соревнуются.
Организатор закупки назначает день и время старта аукциона. Поставщики в режиме онлайн предлагают свои цены. Обычно на каждый шаг дают от 10 до 20 минут. При этом поставщики обозначены как «Участник № ...». Аукцион обычно продолжается от получаса до трех часов. Бывают случаи, когда он длится несколько дней, но это большая редкость.
Закупки по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческих заказчиков
Принципиальных отличий между аукционами, которые проходят по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ, нет. В обоих случаях заказчик до конца торгов не знает, какие поставщики принимают участие в закупке.
Поставщики подают структурированные заявки из 3 частей: сведения о продукции, сведения о поставщике и цена. Заказчик может узнать название будущего поставщика только после подведения итогов закупки. Именно тогда открывается вторая часть заявки.
Небольшие отличия есть только в возможностях организаторов закупок, которые влияют на первую часть заявки. В 223-ФЗ у заказчика больше возможностей указать конкретный товарный знак или бренд. В 44-ФЗ организатор закупки обязан принимать эквиваленты.
Электронный аукцион - самый популярный способ закупки в рамках 44-ФЗ. Госзаказчики обязаны использовать его практически для всех видов закупок.
Заказчики по 223-ФЗ и коммерческие компании не обязаны использовать аукцион, поэтому предпочитают другие способы закупок. Они хотят обеспечить не только оптимальную цену, но и необходимое качество закупаемых товаров или услуг.
Как победить в электронном аукционе
Для победы надо выполнить 2 условия:
При этом самая низкая цена не гарантирует победу. После завершения аукциона заказчик вскрывает вторую часть заявки и проверяет документы. Если какого-нибудь документа не хватает или поставщик не удовлетворяет требованиям, то заказчик отклоняет его заявку. В этом случае победителем становится поставщик, который занял второе место.