Наши современные представления о человеке главным образом определяются теми знаниями, которые представлены естественными науками. Все они, по сути, материалистические. Из этих позиций и рассматривается человек. Где он есть в основном существо биологическое, физическое, природное. Да еще они говорят, что человек имеет душу, но во всем том ее онтологический статус слишком не определен, поскольку (она) не есть то первичное бытие, что согласно им, имеет все телесное и материальное. И тогда приходится определять ее существование в качестве того, что есть нечто производное от материи и даже не от всей, а только от высших ее форм. Оттого нам обычно может представляться, что душа определенно сопоставима с самим человеком, т.е. с тем его физическим существованием. Он ограничен по своим размерам и мощи, его существование ограничено временем и, понятно, по всем этим, так сказать, параметрам не сопоставимо с миром. В ходе чего возникает мысль о такой уж его малости… Да и его возникновение имеет случайный характер во Вселенной, как и сама жизнь. И тогда как возможен оптимизм у такого человека — и к той же науке, и к миру, да и к самому себе?
По-другому подходит к человеку наука и философия, находящиеся в системе идеализма. Они рассматривают человека, прежде всего, с сущности души. Ибо с души-то начинается человек, полагают они. В связке «душа – тело» главной выступает душа. Как говорит древнегреческий философ Платон, душа властвует, тело подчиняется. Согласно им, душа, дух первичны, а телесное и материальное вторичны. При всем том имеют четкую позицию: душа — сущность нетелесной природы, и поэтому для нее присущи другие атрибуты, чем их имеет все телесное. К примеру, понятие величины неприменимо к нетелесному. Потому человеческая душа не ограничивается человеческой телесностью, а уходит (по линии своей нетелесной природы) далеко-далеко в мир, как и наоборот, мир входит в нее.
А еще эти мыслители и философы пришли к пониманию того, что душу человеческую не следует рассматривать как сущность, принадлежащую только и именно этому человеку или другому и возникающую на основании каждого из них. Того не должно быть. Поскольку, как думают они, каждая единичная душа имеет свое происхождение от всеобщей и единой сущности <мировой> души. К тому они подошли путем размышлений, неких умопостижений, а где, возможно, и интуиций…
Ведь мысленно наблюдая за ней, они не могли не заметить того, что она обладает не просто некими совершенствами, а высшими. Такие в мире природного не могли появиться сами по себе (как по этому высказывается Фома Аквинский, «душа более превосходна, чем телесные твари…»). И тогда они предположили, душа происходит из другой области бытия — из умопостигаемой. И там только и должны располагаться подобные совершенства. Философ и теолог Фома Аквинский напоминаем нам: «Одна только божественная Сущность есть совершенное подобие всего сущего, поскольку является универсальным началом всего».
Конечно, при всем том они еще применили принцип и идею монизма. Должна существовать, прежде всего, в умопостигаемой области бытия единая душа (архетип), из которой и по образцу которой и происходят все единичные человеческие души. Надо заметить, это сильный ход и аргумент с их стороны.
Следственно, на поставленный вопрос, что есть человек, должен следовать ответ: хотя человек есть соединение души и тела, но своей сущностью в основном определяется душой («Подлинный человек есть душа…», Прокл, античный философ), а она происходит, так выразиться, вследствие снисхождения единой и всеобщей души в область телесного бытия («Если душа… (как сказано), она ниспадает в тело и его оживляет…», Плотин, античный философ) и есть, по сути, соединение с той или иной человеческой (индивидуальной) телесностью. Так происходит появление человеческой сущности (и его существования). Но опять же, при всем том, на что обращает наше внимание философ Прокл: «Всякая душа… принадлежит к всегда сущему и есть первая из рожденного». А коль так оно и есть, то с нее <истинно> и начинается человек…
Искать ответ на этот вопрос стали уже древние мыслители, и — философы. Они отметили (для себя), что человек является существом необычным по своей природе. Из чего возникало немало сложностей, трудностей, что касается того как подойти к изучению его.
Конечно же, самым надежным для того — эмпирическим путем (посредством наблюдений). Они рассматривали человека и делали соответственно тому — и выводы. Он (ведь) есть, «живое существо — это нечто чувственно воспринимаемое» (Аристотель, древнегреческий философ). Он состоит из головы, туловища и т.д. И тогда перед ними представало существо физическое, природное то бишь телесное. Но разве все это (вполне) определяет человека. Да, конечно этим сказывается не все о человеке.
Ведь в нем есть и еще что-то важное (и существенное), без чего человек не есть человек. И конечно этим-то (недостающим) оказалась душевная сущность. Они и отрыли ее. И после этого заключили: человек есть необходимое соединение души и тела, «человек или живое существо — соединение той и другой как общее» (Аристотель).
При всем том они (еще) усмотрели что душа не подобна телесному по способу своего существования, а имеет другой, а, следовательно, и другую природу — природу нетелесного.
Следственно, они подошли к тому что человек (как живое существо) состоит из двух сущностей души и тела. И тогда начали уяснять (для себя) как они существуют, относятся (между собой). И в том должно же быть что-то главным (из них) или более важным по отношению к другому, и отметили, что главным (в этом соединении) выступает душа, «душа есть первая сущность» (Аристотель). Стало быть, она-то <и> есть начало человеческого существования, ибо опять-таки всем своим существом показывает себя в качестве то же «первой сущности». В том и не ошиблись.
К тому же, всем своими существованием она выказывала, что обладает, так выразится особенными совершенствами. И, они начали задумываться — откуда появилась они, и эта другая (нетелесная) природа? Около телесного или среди телесного похожего не отыскать. По-видимому (подумали они), она из другой области (бытия) — занебесной, сверхчувственной, божественной (как у Фихте: «То, что называют небом… находится уже здесь, вокруг нас, и свет его горит в каждом чистом сердце», и — в душе.). И в соответствии с понятиями своего времени и выразили сообразно всему тому. По словам древнегреческого философа Ксенофонта: бог, создавая этом мир, а стало быть и человека (и) «нашел недостаточным позаботиться только о теле, но, что важнее всего, он насадил в человеке и душу самую совершенную». Вот они и нашли объяснение <появлению> души и ее совершенство.
А ведь совершенство души объясняется (еще и) тем, что она имеет разум (на что считает важным обратить наше внимание древнегреческий философ Платон, таким образом, [что] «из всего сущего стяжать ум подобает одной лишь душе») и устроена согласно этому принципу (разума). А разум — это же тот принцип, согласно которому устроен <и> весь мир. И получается, что душа, так выразится, «плоть от плоти» происходит от самого <того> мирового изначального что есть мировой (всеобщий) Разум, и даже еще Высшего — от божественного, от Единого, Первого… И вследствие всего того человек <и> «определяется как разумное живое существо» (Плотин, античный философ).
Стало быть, имея совершенную душу и человек приобретает статус самого совершенного существа на Земле. И это конечно не все.
Человек через душу находится в глубоком единстве с миром. И в этом соединении, как полагают философы, в нем и проявляется <даже> природа существа мирового плана. Ведь откуда такой душевный настрой и амбиции у немецкого философа (Фихте): «Мы до конца измерили человеческий дух…», и [Единственно] «через человека распространяется господство правил вокруг него», и насколько он будет продвигаться (в мир), и «от него будут распространяться в бесконечность порядок и гармония… с подвигающейся вперед культурой человека будет двигаться и культура вселенной». Да, конечно произнесено дерзновенно и мощно… но это же слова философа — да <и> какого философа!