Это тот кто способен мучатся от незнания ответа на вопрос "Что Я такое?" Не мучается - не человек. Есть вариант: раньше мучился, а потом перестал... И не надо никаких энциклопедий!
Самое успешное, опасное для всего живого разумное на нашей планете - на сегодняшний день. Индивидуально разумным - не является, разумны - культуры/субкультуры.
Человек — существо, обладающее разумом и сознанием.
Шикарно)
На этот счет есть много мнений - я выскажу своё. Человек - это творение Божье, которое как блудный сын взявши часть Отцовского имения пошло своим собственным путем. Этот путь вечных проблем и неустройств, трудностей, лишений и скорбей должен по идее научить человека на своих ошибках и направить этого блудного сына вернуться к Отцу, который только и ждёт сына домой. Но в том и загвоздка, что человек наделён своей собственной волей и эта воля не всякому дает разума признать свои заблуждения и вернуться. Многим не позволяет их гордость и поэтому они дальше идут себе по кругу и по граблям, которые на этом пути разбросаны в большом количестве проматывая отцовское состояние.
Наши современные представления о человеке главным образом определяются теми знаниями, которые представлены естественными науками. Все они, по сути, материалистические. Из этих позиций и рассматривается человек. Где он есть в основном существо биологическое, физическое, природное. Да еще они говорят, что человек имеет душу, но во всем том ее онтологический статус слишком не определен, поскольку (она) не есть то первичное бытие, что согласно им, имеет все телесное и материальное. И тогда приходится определять ее существование в качестве того, что есть нечто производное от материи и даже не от всей, а только от высших ее форм. Оттого нам обычно может представляться, что душа определенно сопоставима с самим человеком, т.е. с тем его физическим существованием. Он ограничен по своим размерам и мощи, его существование ограничено временем и, понятно, по всем этим, так сказать, параметрам не сопоставимо с миром. В ходе чего возникает мысль о такой уж его малости… Да и его возникновение имеет случайный характер во Вселенной, как и сама жизнь. И тогда как возможен оптимизм у такого человека — и к той же науке, и к миру, да и к самому себе?
По-другому подходит к человеку наука и философия, находящиеся в системе идеализма. Они рассматривают человека, прежде всего, с сущности души. Ибо с души-то начинается человек, полагают они. В связке «душа – тело» главной выступает душа. Как говорит древнегреческий философ Платон, душа властвует, тело подчиняется. Согласно им, душа, дух первичны, а телесное и материальное вторичны. При всем том имеют четкую позицию: душа — сущность нетелесной природы, и поэтому для нее присущи другие атрибуты, чем их имеет все телесное. К примеру, понятие величины неприменимо к нетелесному. Потому человеческая душа не ограничивается человеческой телесностью, а уходит (по линии своей нетелесной природы) далеко-далеко в мир, как и наоборот, мир входит в нее.
А еще эти мыслители и философы пришли к пониманию того, что душу человеческую не следует рассматривать как сущность, принадлежащую только и именно этому человеку или другому и возникающую на основании каждого из них. Того не должно быть. Поскольку, как думают они, каждая единичная душа имеет свое происхождение от всеобщей и единой сущности <мировой> души. К тому они подошли путем размышлений, неких умопостижений, а где, возможно, и интуиций…
Ведь мысленно наблюдая за ней, они не могли не заметить того, что она обладает не просто некими совершенствами, а высшими. Такие в мире природного не могли появиться сами по себе (как по этому высказывается Фома Аквинский, «душа более превосходна, чем телесные твари…»). И тогда они предположили, душа происходит из другой области бытия — из умопостигаемой. И там только и должны располагаться подобные совершенства. Философ и теолог Фома Аквинский напоминаем нам: «Одна только божественная Сущность есть совершенное подобие всего сущего, поскольку является универсальным началом всего».
Конечно, при всем том они еще применили принцип и идею монизма. Должна существовать, прежде всего, в умопостигаемой области бытия единая душа (архетип), из которой и по образцу которой и происходят все единичные человеческие души. Надо заметить, это сильный ход и аргумент с их стороны.
Следственно, на поставленный вопрос, что есть человек, должен следовать ответ: хотя человек есть соединение души и тела, но своей сущностью в основном определяется душой («Подлинный человек есть душа…», Прокл, античный философ), а она происходит, так выразиться, вследствие снисхождения единой и всеобщей души в область телесного бытия («Если душа… (как сказано), она ниспадает в тело и его оживляет…», Плотин, античный философ) и есть, по сути, соединение с той или иной человеческой (индивидуальной) телесностью. Так происходит появление человеческой сущности (и его существования). Но опять же, при всем том, на что обращает наше внимание философ Прокл: «Всякая душа… принадлежит к всегда сущему и есть первая из рожденного». А коль так оно и есть, то с нее <истинно> и начинается человек…