Я сам не музыкант, слов "субдоминанта" и "понижение в третьей, пятой и седьмой ступени" не знаю, поэтому отвечу просто и бесхитростно. Блюз - это такая американская музыка на трех аккордах. Обычно этими аккордами являются ля, ре и ми. Аккорды эти прекрасны тем, что берутся на гитаре без всяких баррэ людьми, не имеющими музыкального образования. В некоторых сообществах вышеупомянутые аккорды известны как "блатные", но это уже другая история. Далее, блюз подразделяется на минорный и мажорный. Минорный блюз – это когда играется ля-минор и грустно поется "Мама, меня выгнали с работы, моя девчонка меня бросила, а я звоню тебе из полицейского участка, куда попал совершенно случайно". Мажорный блюз, соответственно, – это когда играется ля-мажор и весело поется "Детка, зачем тебе деньги, посмотри на меня и на эту купюру, я же прикольней президента Франклина". Когда аккорд ля себя исчерпывает, следует переходить на ре (или ми). А вообще стандартный блюзовый квадрат (порядок аккордов, который повторяется по кругу) – это ля-ля-ре-ля-ми-ре-ля (впрочем, есть и другие квадраты). Если простые аккорды заменять одноименными септаккордами (тоже легко берутся, несмотря на страшное название), то наш блюз приобретет некий джазовый колорит и недосягаемую изысканность. Но не все так просто. В блюзе еще важна ритмика. Злые люди называют блюзовый ритм триольным, но нам это слово подозрительно. В общем, бить по струнам надо так, чтобы было не "тадам-тадам", а как-нибудь типа "там-тадам-тадам-тададада" или "там-та-там-(пауза)-тададада", ну, в общем, понятно. В принципе, этих знаний должно хватить для производства звуков в духе классического черного гитарного блюза 30-40-х годов. Но если мы хотим большего, то замахнемся на этот пресловутый блюзовый лад. И для наглядности мы отложим воображаемую гитару и перейдем к воображаемому пианино. В сущности, блюзовый лад – это те клавиши, по которым нужно попадать, когда играешь блюз. Поэтому берем воображаемый скотч и заклеиваем все клавиши, кроме до, ре, фа, соль, соль-диез и ля. Теперь включаем вышенамисочиненный грустный минорный блюз (про "мама, меня выгнали с работы") и случайно колотим по заклеенной скотчем клавиатуре – и о, чудо! – у нас выходит нечто вроде блюзовой импровизации (не забываем про ритм "там-тадам-тадам-тададада"!). Таким образом, мы сыграли блюзовую пентатонику "ре".
весело но немного не то