Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что стоит прочесть о строе, практиках, культуре и искусстве сталинской России? Какие источники дадут наиболее полное и цельное представление об этом дискурсе?

ОбществоОбразование+4
Борис Евдокимов
  ·   · 3,1 K
узкомыслящий любитель учености  · 25 янв 2016

Бесценной работой на эту тему является "Gesamtkunstwerk Сталин" известного искусствоведа и философа Бориса Гройса.

Это книга, совершившая переворот в восприятии русского авангарда и сталинской культуры. Гройс описывает советское государство как эстетический феномен, тотальное произведение искусства, главным творцом которого был Сталин.

В годы революции позицию внешней господствующей фигуры идеологического дискурса, имеющей уникальный доступ к объективной

истине, занимал политический и художественный авангард. К началу

1930-х годов эта фигура сузилась до размеров одной личности — Сталина.

Если этот сдвиг и не был неизбежен, он был вполне логичен: почва для него была подготовлена самой идеей революционного авангарда, как

движения, занимающего особое, внешнее по отношению к идеологии

положение. Теперь эту внешнюю позицию занял сам Сталин. Лишь он был способен оценивать публичные высказывания извне на предмет

их соответствия внешнему канону объективной «марксистско-ленинской » истины.

Место художника-авангардиста, преображающего мир, в конце 1920-х занимает партийное руководство, а затем лично Сталин, для которого вся страна и человек вместе с его мышлением и «внутренним миром» стали художественным материалом, подлежащим упорядочиванию. Мечта авангарда о создании из реальности единого, тотального произведения искусства была реализована именно Сталиным.

Однако, Гройс ни в коем случае не ставит знак равенства между авангардом и сталинской культурой, он пишет и о принципиальных различиях между ними - в первую очередь в отношении к традиции, культуре прошлого. Вместе с тем для него важно разрушить устойчивые мифы как о безобидности авангарда (Гройс подчеркивает его претензии на власть), так и о регрессивности соцреализма и его оторванности от общемирового художественного контекста. Автор утверждает, что поражение авангарда и поворот к соцреализму были не специфически советским явлением, но частью единого пути развития европейского авангарда в те годы (оно имеет параллели не только в искусстве фашистской Италии или нацистской Германии, но и во французском неоклассицизме и в живописи американского регионализма).

Книга написана на доступном языке и является отличным материалом для понимания социо-культурных реалий сталинской эпохи.

Человек-студент. НИУ ВШЭ  · 24 янв 2016
Обязательно найдите время для советолога Шейлы Фицпатрик и её "Повседневного сталинизма"! (krotov.info) Книга — об обычной жизни "маленьких" советских людей в необычных условиях сталинизма. Может претендовать на большой уровень... Читать далее
Вот тольк врал Шаламов еще больше чем Солженицын. Вообще, изучать историю СССР по художественной литературе, еще и... Читать дальше
Студент CTU in Prague  · 24 янв 2016
Что касается строя, по моему скромному мнению, просто обязательна к прочтению книга Олега Витальевича Хлевнюка - "Сталин. Жизнь одного вождя". Книга основана на архивных документах, в том числе, на самых "свежих" ( книга 2015... Читать далее
Математик, физик  · 25 янв 2016

Мне очень понравилась книга Михаила Германа (брата режиссера) - сложное прошедшее. Интересно увидеть помимо обычной жизни и жизнь искусствоведов - кто о них пишет?