Бесценной работой на эту тему является "Gesamtkunstwerk Сталин" известного искусствоведа и философа Бориса Гройса.
Это книга, совершившая переворот в восприятии русского авангарда и сталинской культуры. Гройс описывает советское государство как эстетический феномен, тотальное произведение искусства, главным творцом которого был Сталин.
В годы революции позицию внешней господствующей фигуры идеологического дискурса, имеющей уникальный доступ к объективной
истине, занимал политический и художественный авангард. К началу
1930-х годов эта фигура сузилась до размеров одной личности — Сталина.
Если этот сдвиг и не был неизбежен, он был вполне логичен: почва для него была подготовлена самой идеей революционного авангарда, как
движения, занимающего особое, внешнее по отношению к идеологии
положение. Теперь эту внешнюю позицию занял сам Сталин. Лишь он был способен оценивать публичные высказывания извне на предмет
их соответствия внешнему канону объективной «марксистско-ленинской » истины.
Место художника-авангардиста, преображающего мир, в конце 1920-х занимает партийное руководство, а затем лично Сталин, для которого вся страна и человек вместе с его мышлением и «внутренним миром» стали художественным материалом, подлежащим упорядочиванию. Мечта авангарда о создании из реальности единого, тотального произведения искусства была реализована именно Сталиным.
Однако, Гройс ни в коем случае не ставит знак равенства между авангардом и сталинской культурой, он пишет и о принципиальных различиях между ними - в первую очередь в отношении к традиции, культуре прошлого. Вместе с тем для него важно разрушить устойчивые мифы как о безобидности авангарда (Гройс подчеркивает его претензии на власть), так и о регрессивности соцреализма и его оторванности от общемирового художественного контекста. Автор утверждает, что поражение авангарда и поворот к соцреализму были не специфически советским явлением, но частью единого пути развития европейского авангарда в те годы (оно имеет параллели не только в искусстве фашистской Италии или нацистской Германии, но и во французском неоклассицизме и в живописи американского регионализма).
Книга написана на доступном языке и является отличным материалом для понимания социо-культурных реалий сталинской эпохи.
Мне очень понравилась книга Михаила Германа (брата режиссера) - сложное прошедшее. Интересно увидеть помимо обычной жизни и жизнь искусствоведов - кто о них пишет?