И "угнетение", и "чрезмерная автономия" важны как спусковой крючок конфликта, но второстепенны по сравнению тем, есть ли общие ценности, готовность жить вместе, или их не хватает. Ситуация с "угнетением" просто более частая просто из-за того, что в силовом торге более сильная сторона (это, как правило, национальное правительство) склонна забирать себе больше, а не меньше.
Распределение политической власти или экономических благ это практически всегда торг, в котором одни считают, что отдают слишком много, а другие - что получают слишком мало. Главное в таком торге не какая-то строгая формула, которая посчитает, сколько на самом деле полномочий или денег положено определенному региону, а сама по себе готовность договариваться. "Угнетение" или "чрезмерная автономия" означают прежде всего неспособность договорится из-за того, что другая сторона воспринимается чужой и враждебной, чаще всего по причинам историческим, культурным, религиозным.
Когда риск сепаратизма уже существует исторически, сценарии начала конфликта могут быть разные. Одна типичная ситуация: регион с богатыми природными ресурсами, жители которого боятся, что правительство страны будет отнимать (или уже отнимает) слишком много: Катанга в Конго, Биафра в Нигерии, Южный Судан. Другая: провинция рассчитывает на помощь из общего бюджета и обнаруживает, что блага уходят другим: так начинался вооруженный сепаратизм тамилов на Шри Ланке. Третья: бедные жители бедной провинции чувствуют себя незащищенными и опасаются, что станет еще хуже: это завязка партизанской войны индейцев в мексиканском штате Чьяпас. В таких случаях, наверно, есть основания говорить об угнетении (или эксплатуации), а конфликт может предотвратить или сгладить старое доброе правило "надо делиться": доходами, постами в правительстве, парламенте, силовых структурах.
В случае "чрезмерной автономии" причина неприятностей обычно не в том, что правительство по доброте когда-то дало региону лишние полномочия и они однажды "выстрелили" (хотя для распада СССР это тоже было важным обстоятельством). Чаще последовательность обратная: регион достаточно силен для того, чтобы отстоять и навязать выгодные для себя условия. В таких сценариях критической может стать граница между федеративной и конфедеративной организацией. Общенациональный бюджет с общенациональными налогами, общенациональная армия и полиция в федеративной стране создают, при прочих равных, более сильный барьер для сепаратизма, чем бюджет, налоги, армия и полиция, сложенные из отдельных конфедеративных "кирпичиков".