История искусств — это необязательно что-то утомительное в духе школьных уроков МХК. Главное — найти хорошего проводника.
Вот 8 бойких и эрудированных гидов, которых можно положить в карман, когда в следующий раз пойдете в музей.
Все книги, которые я рекомендую, можно читать на Букмейте бесплатно — перейдите по этой ссылке и активируйте промокод для пользователей TheQuestion.
«Лекции по искусству» Паолы Волковой.Книга помещает искусство в общий контекст с философией, литературой и историческими биографиями. Все связано со всем — Ленин и Шекспир, Наполеон и Блок, Васнецов и король Артур.
«Теория красоты» Джона Рёскина. Сборник эссе самого влиятельного арт-критика XIX века, у которого учились Пруст, Уайльд и другие модернисты. Сегодняшнему читателю названия некоторых глав могут показаться чересчур напыщенными («Искусство и нравственность»), но не торопитесь из-за этого откладывать книгу куда подальше. Рёскин умеет не только передать свой восторг от картины, но и понятно объяснить, как она сделана.
«Портреты» Джона Бёрджера. Все как в названии — небольшие статьи о титанах мировой живописи и скульптуры от Босха до Джакометти, написанные умнейшим культурологом Британии. Отдельное удовольствие — стиль Бёрджера: простой, чистый и при этом парадоксальный. «Фрэнсиса Бэкона надо сравнивать не с Гойей и не с ранним Эйзенштейном, а с Уолтом Диснеем», — пишет он про автора жутких картин вроде «Трех этюдов к фигурам у подножия распятия».
«Открой глаза» Джулиана Барнса. Искусствоведческие заметки большого писателя. Среди героев книги — Поль Сезанн, Рене Магритт и Люсьен Фрейд.
«Импрессионизм» Михаила Германа. Объемная работа о самом доступном направлении в живописи XIX века. Подойдет и тем, кто путает Мане и Моне, и тем, кто хочет узнать, что конкретно Валентин Серов подсмотрел у французских мастеров, когда работал над «Девочкой с персиками».
«Непонятное искусство» Уилла Гомперца. Гид по искусству XX века: почему оно так выглядит и как его понимать. Автор разбирает все самые спорные картины прошлого столетия — от «Радости жизни» Матисса (1905) до «Падения урны династии Хань» Ай Вэйвэя (1995).
«Цифровое искусство» Кристианы Пол. Самая близкая к нам по времени работа — про инсталляции, нет-арт и хактивизм. Не переживайте: Пол все эти слова расшифровывает.
«Памяти памяти» Марии Степановой. Эта книга обнимает сразу несколько серьезнейших тем: одна из них — на что способно (и не способно) искусство. В первую очередь, автора занимает фотография, но и про скульптуры — обратите внимание на обложку — здесь тоже есть.
А Алпатова и Лазарева, Гнедича и Бенуа уже не советуют?
Можно взять книги Паолы Волковой почитать, начните с первой части "Мост через бездну". Написано хорошим языком, легко читается. Потом можно углубляться еще)
вероятно, вы имели в виду
"Историю искусств" Гомбриха, безусловно, а позже обязательно обратите внимание на серию книг Паолы Волковой "Мост через бездну", написанную по мотивам ее одноименной авторской программы.