По определению - Наука это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Ключевым словом будет объективных! Есть ли это в гуманитарных науках? Возможно ли заменить термин - "объективное" на термин "правда".
Везде, где эмоции, т.е. субъективное определяет результат. Будь то история, психология, экономика..., некоторые пихают в науку и теологию даже.
И результирующее - что возможно сказать о философии в этом плане?
Уважаемый Андрей!
Когда-то я написал статью, где предложил отличать Науку и науку (изобрел термин Научка).
Для того, чтобы понять суть Науки, надо ответить на вопрос - откуда нужда и в чем у людей?
Вот причины:
Строить системы знаний необходимо было для того, чтобы передать их следующим поколениям (детям, внукам).
Появились люди, добывающие не корешки и грибы, а знания. Они стали обмениваться знаниями между собой. Появилось "научное знание", отличающееся тем, что ПРОВЕРЕНО многими исследователями. И признано Надежным и Достоверным (позже "объективным").
Известный пример.
Ломоносов и Рихман изучали молнию. Для этого создали прибор для улавливания электричества в атмосфере. В одном из опытов Рихман погиб от удара молнией. Но Ломоносов продолжил опыты...
Люди Науки занимались исследованиями бескорыстно, удовлетворяя свой интерес к непознанному. Наука - исследование Природы и Мира для выявления законов и понимания происходящего.
Научка - появилась позднее, в 20-м веке. Это явление можно назвать Квази-наука, как бы наука. Как_бы_ученые имитируют научную работу, они изучают работы предшественников, добавляют свои соображения и выдают за научную работу. Не случайно появилась Шнобелевская премия за квазинаучные работы (например нож из экскрементов).
Надеюсь вам понятно различие между Наукой и Научкой?
Теперь о философии.
Поскольку ученые работают все более глубоко, то возникает нужда в создании Общей картины. Но им некогда ее строить - добывать надо!
Задача философии - объединение знаний в Целое, в НадСистему более высокого уровня. Но представьте, какой мозг нужно иметь для такой работы?
Можно было бы объединить несколько философов в Супермозг, но они сразу начинают либо спорить, либо выяснять кто первый сказал "Э!"
Современная драма науки в том, что настало время для коллективной работы. Но институты создаются, а коллективы нет!
Потому и у науки, и у философии возникли трудности. И у людей, которым нужно все лучше понимать Себя, Других, Мир, Природу.
Тем не менее проблема решаема. Надо лишь наладить коллективную работу заинтересованных людей.
Всего разумного!