В одном из комментариев СМИ, то ли ученик, то ли родитель рассказал, что этого ребенка в школе гнобили, и никто из учителей не обращал на это внимания. Я уже пять лет твержу, что мы должны заниматься суицидами и вот такими homicide не тогда, когда они уже произошли. В экономически развитых странах эти два явления рассматривают как следствие буллинга, то есть травли в школе. Поэтому возможность профилактики этих явлений связывают с организованной работой по предотвращению травли. За эту работу отвечают взрослые: учителя школы, администрация, уборщицы, буфетчицы – все, кто видят детей каждый день.
Здесь речь идет о травле в ученической среде. Это серьезная вещь, потому что именно она доводит подростков до отчаянья и таких незрелых эксцессов. Во всем мире существует большое количество методов, как мягко предотвратить травлю в самом начале. Дети разные. Некоторые в силу своего характера постоянно самоутверждаются за счет других детей. Другие могут провоцировать травлю по отношению к себе. И те, и другие являются детьми, а функция взрослых, именно педагогов, – немедленно распознавать признаки буллинга, бить тревогу, стараться прекратить это, но уж во всяком случае не делать вид, что ничего страшного не происходит.
Дело в том, что психологи ничего не могут сделать, пока это не будет включено в функции администрации школы, и пока директора школ и учителя не будут отчетливо понимать, что это их ответственность. Что делать – понятно, в этом нет ничего сложного. Психологи готовы научить этому учителей, но поскольку за это с них никто не спрашивает, все пущено на самотек, или же остается на совести одного учителя. Здесь важна сплоченность взрослых, потому что это социальное явление далеко не простое и не однозначное. Буллеры – люди чаще всего хитрые, они могут любого убедить в своей невиновности, перевести стрелки на жертву и даже психолога обвести вокруг пальца, не то что учителя или директора. Сейчас все есть для того, чтобы контролировать это, но нет административной воли, и нет системы, в которой эта воля могла бы появиться. Мы как психологи можем только к этому призывать.
Все так или иначе знали, что этого ребенка троллили, но это как будто нормально, обычное явление. Но этого в школе быть не должно, и если у школьной администрации есть совесть, она должна следить за тем, чтобы издевательств не было. У меня в данном случае есть ощущение некоторого бессилия перед системой. Сейчас опять все всколыхнется, начнутся крики, накажут тех, кто пропустил его в школу с оружием, и на этом все закончится, а система останется, причем в этой же школе. Буллеры существуют в любой школе, даже в дорогих частных, так что никакие деньги родителей не смогут защитить ребенка от травли. А ведь пресекать это совсем не сложно, особенно в начале процесса.
Нужно говорить не о том, какой он злой плохой, а просто понять, что это еще незрелый человек, который на глазах у сотни дипломированных педагогов находился в состоянии полного отчаянья и не получил никакой помощи.
Плюс много. Кстати, во многих странах к борьбе с буллингом подключают и самих детей, особенно старшеклассников.