Когда речь заходит о человеке, то сразу перед нашим мысленным взором появляется образ того чувственно воспринимаемого вида существа с понятными для нас человеческими формами, телесностью. Но, разумеется, не всем тем определяется человек. Ведь он имеет (еще) и душу, и через нее, согласно философам, <и> получает свое существование (и осуществление), и человеческое бытие. Ибо как мыслит античный философ Прокл, «подлинный человек есть душа».
Согласно этим философам, душа имеет нетелесную природу и, соответственно, имеет, как они говорят, свое неземное происхождение. Античный философ Плотин пишет: «Душа — божественная сущность и обитательница горних сфер, нисходит в тела».
Стало быть, бытие человеческой души и ее совершенство определяются тем, что она имеет, как думают (эти) философы, божественную природу, и по линии своего происхождения она и наделяется теми совершенными способностями, и достоинствами что есть: разум, свобода. А так как человек сущностно определяется душой, то все они в той или иной мере переходят <и> на <всего> человека. Немецкий философ (Лейбниц) так и пишет: «Следы подобия Божия состоят как в прирожденном свете разума, так и в свободе».
Вследствие этого философы <и> пришли к пониманию: чем более в каждом из нас божественного, тем более и человеческого, и наоборот… Ну скажем, проявление человеческого (в нас), что есть «добродетель и любое совершенство… уподобляют нас божественному», и «чем большая их мера в нас присутствует, тем ближе мы к умной жизни» (Прокл).